Гадельшина 3. Елабуга и Тази Гиззат

Еще древний философ Сенека, размышляя о судьбах человечества, заметил, что есть люди, которые умирают при жизни, а есть и те, кто живет после смерти. Полагаю, что его мысль вполне применима и к герою этого очерка — Тази Гиззату — заслуженному деятелю искусств ТССР и РСФСР, драматургу и артисту, режиссеру и писателю, имя которого носит одна из улиц нашего города. Но прежде чем стать известным и признанным, Гиззату пришлось пройти тернистый жизненный путь. Кем только ни был он до того, как стал актером и драматургом, целиком посвятившим себя театру -главному делу всей жизни...

Родился Тази в деревне Варзи-Омга Елабужского уезда Вятской губернии в семье бедного крестьянина. Отец по недоразумению был осужден на многие годы, а вскоре после освобождения умер. Как старший сын, Тази рано принял на свои плечи житейские тяготы и заботы кормильца (в семье было шестеро детей). С 12 лет он вынужден был работать, сначала сторожем, батраком, а затем рабочим на Глушерминском, Бондюжском, Боткинском и Ижевском заводах (откуда был призван в Красную Армию). Нужда заставила его до срока бросить школу.

Еще в Ижевске, в 1918 году, Т. Гиззат увлекается театром и начинает играть в любительских спектаклях. В армии он становится активным участником художественной самодеятельности. Незаурядный сценический талант Гиззата привлекает внимание командования, которое направляет его в Самару, в драматическую студию военного округа. Там Гиззат рано понял, что служение искусству требует не просто таланта, но и знаний, поэтому все свои силы молодой человек отдает учебе. Упорная работа приносит результаты. В период учебы Гиззат пишет свои первые произведения. В марте 1923 года на сцене Татарского государственного театра ставится его пьеса «Серебряная монета». До середины 20-х годов Тази работает артистом татарских театров Оренбурга, Ташкента, Казани, Ульяновска. Осенью 1925 года Гиззат приезжает с семьей в Елабугу.

С нашим городом связаны три года жизни известного татарского драматурга. На этом периоде его биографии я хочу остановиться более подробно, ведь это — наша история.

Послереволюционные годы явились временем невиданных преобразований в области просвещения и культуры, охвативших лесные районы Прикамья, предгорья Урала, население которых было мало просвещено. В связи с этим, перед органами просвещения стояла задача подготовки учителей для многочисленных национальностей Поволжья. Одним из первых центров такой подготовки стал наш город, имевший необычайно хорошую учебно-материальную базу. В 1923 году в здании бывшего реального училища (ныне — это Школа милиции) расположился татарский педагогический техникум. Его администрация и преподаватели были хорошо образованными людьми. Так, руководитель кантонного отдела просвещения Губай Усманов, директор техникума Гиният Адылов, работник кантисполкома Губай Балтанов закончили медресе Буби, где получили разносторонние и глубокие знания.

Приехав в Елабугу, Т. Гиззат устроился работать в этот педтехникум завхозом. Приведя в порядок хозяйственные дела, он начинает активно заниматься учебным процессом, поднимает вопрос о включении в планы таких предметов, как музыка, речевая культура и тому подобное. Сам на общественных началах организует работу кружков хора и музыки, создает драмкружок. По воспоминаниям Джамал Галеевны Вазеевой, которая в то время была студенткой этого техникума, учащиеся были очень благодарны руководителю своего кружка за его удивительное терпение на репетициях. Тази ага знал наизусть большинство ролей, тонко разбирался в музыке, учил артистов правильно выбирать интонацию, красиво выходить на сцену, слушать суфлеров, преодолевать собственную нерешительность и т.д. Уже в середине октября 1925 года у парадной двери главного корпуса техникума появилась афиша, написанная разноцветными чернилами самим драматургом. Ставили спектакль «Асыл яр». Невозможно описать радость и волнение студентов. Премьера прошла с огромным успехом, а среди учащихся после этого появились новые артисты. Репертуар пополнился пьесами М. Файзи, К. Тинчурина, Г. Камала и других драматургов.

На втором этаже главного корпуса была маленькая комнатка, что-то вроде мастерской для рукоделия. В весенние дни 1926 года Тази ага привез и установил там ручные и ножные швейные машины. Одна из учительниц взялась вести кружок кройки и шитья. Таким образом, появилась своя костюмерная.

Жили все очень дружно, студенты были частыми гостями у своих преподавателей и наоборот. Д. Г. Вазеева тепло вспоминает семью Баязитовых. Амина апа, в прошлом воспитанница медресе Буби, учительница начальных классов, хорошо разбиралась в мировой классической литературе, отличалась красноречием, была очень приветлива. По вечерам она часто приходила к девушкам в общежитие со своей 4-летней дочкой и пересказывала содержание очередного романа. Собравшись в какой-нибудь одной комнате, студентки слушали, затаив дыхание, романы Стендаля «Красное и черное», Шиллера «Коварство и любовь», Толстого «Воскресенье»... Супруг Амины, Салих абый, хорошо знал восточную литературу и мастерски владел фольклором. Когда он читал стихи Тукая, можно было позабыть обо всем на свете.

Жена Тази Гиззата была ему не просто супругой, матерью детей, но и коллегой, глубоко понимающей его творчество и помогающей ему в работе. Их семья очень сблизилась с семьей Алеевых. Мирза Алеев преподавал в техникуме математику. Не ограничившись учебой в медресе Буби, он экстерном сдал в университете физику, астрономию и математику. Ему принадлежит первый перевод учения Дарвина на татарский язык. Кроме того, он великолепно играл на скрипке татарские мелодии. Драматурга можно было часто видеть с заместителем директора по учебной работе Антониной Алексеевной Эссеп, которая прекрасно знала историю Елабуги, была большим знатоком русской классической литературы... Довольно скоро Т. Гиззат вышел за рамки техникума, будучи признан как режиссер, драматург и артист не только в городском и кантонном, но и уездном масштабе. Тази ага начинает думать о городском театре. С репертуаром проблем не было: им написана пьеса «Талир тэнкэ» («Серебряная монета»), а еще ранее с большим успехом сыгран «Наемщик». С одобрения руководящих органов его и решили ставить в Елабуге. Самой активной помощницей в этом деле драматургу была Марьям Зайнуллина, воевавшая в годы гражданской войны в Азинском отряде, педагог техникума, прекрасный организатор, женщина очень общительная и энергичная, обладавшая к тому же артистическими способностями. Она добывала костюмы, некоторые вещи для сценического интерьера. Кстати, иногда (по воспоминаниям самой Марьям ханум) они брали у жителей города очень даже дорогие вещи. Потом их возвращали в целости и сохранности.

Муж Зайнуллиной руководил кантонным отделом здравоохранения, а в грозном 1918 году он лечил раненых в отряде Азина. Человеком был культурным, грамотным. Но при этом очень простым и открытым. Т. Гиззат до последних дней своей жизни сохранил большое уважение к Зайнуллиным, дружба семей продолжалась и в последующие годы в Казани.

Говоря об окружении артиста и драматурга в Елабуге, нельзя не упомянуть о Шакиржане Альметьеве — старом коммунисте, работавшем в Елабужской организации партии большевиков, возглавляемой известным революционером С. Н. Гассаром. Такой богатой домашней библиотеки, как у Альметьева, пожалуй, в Елабуге не было в то время ни у кого.

Подходили к завершению репетиции «Наемщика». Для татарского театра городскими властями было выделено здание бывшего купеческого собрания (ныне Школа милиции, 30).

Костяк театра составили студенты и преподаватели педтехникума.

День представления был объявлен в красочных афишах, где даже указывалось, кто какие роли исполняет. Билеты были недорогие, их стоимость едва покрывала издержки спектакля. Тази Гиззат был большим мастером грима. Жена его, Малика апа, взяла на себя роль суфлера, а сам драматург вышел на сцену в роли Батыржана. Зрители встретили его бурными аплодисментами. Музыкальным фоном служили народные мелодии, звучали скрипки, рояль и гармонь.

Весть о Елабужском татарском театре распространилась по соседним городам и селам. В катонный отдел просвещения и лично Гиззату потекли приглашения. Весной 1926 года, несмотря на плохое самочувствие, Тази со своей труппой едет с гастролями в Челны, Бондюгу и Кокшан. За это Гиззату не платили ни копейки, мала была и заработная плата. Однако никто ни разу не слышал от него жалоб по поводу недостатка денег. В семье в то время было двое детей, мать и сестра жены, школьного возраста братишка Тази — всего семь человек. Часто к ним забегали студенты и всегда уходили не только накормленными, но довольными неизменным гостеприимством.

Читая воспоминания людей, юность которых пришлась на те годы, беседуя со старожилами, невольно удивляешься и преклоняешься перед силой духа и самоотверженностью работников просвещения и культуры. Дружба Гиззата с елабужской интеллигенцией основывалась на общих интересах, стремлениях, на единстве идей. Тази Калимуллович был человеком огромного трудолюбия. Ему было присуще обаяние вечной молодости, которое дается не каждому. Как и большинству писателей-современников, ему не суждено было закончить вуз, так что университетом для него была сама жизнь. Это был творческий человек, он никогда не был удовлетворен написанным, ко многим своим произведениям неоднократно возвращался, переделывая и дополняя их.

Любимые его персонажи — это, как правило, люди передовой мысли, борцы за народное счастье, настоящие герои — сильные, волевые, красивые, стойкие в борьбе. Одни имена чего стоят! Героя «Наемщика» зовут Батыржан, что в переводе означает «Смелое сердце». Имя Кахармана из драмы «Фархиназ» прямо переводится как «смелый», «могучий». Таковы, при всех различиях, в его пьесах и женские образы. Они, конечно, обаятельны, добры, скромны и терпеливы, но сколько силы и твердости духа проявляют в борьбе за свое человеческое достоинство, за свои убеждения, идеалы! Сын Тази Гиззата, Казбек Тазиевич, в своих воспоминаниях об отце пишет: «Отец был удивительно ярким, сильным и мужественным человеком. Было в нем, при всей серьезности, что-то молодцеватое. В любой работе он находил дух соперничества, соревнования, знал и ценил вкус настоящей победы — недаром же смолоду брал призы на Сабантуях, а позже, уже в Казани, участвовал во многих шахматных соревнованиях, любил смотреть спортивные состязания и был неизменным зрителем и страстным болельщиком на сеансах французской борьбы в Казанском цирке в 30-е годы. В семье пользовался большим авторитетом.

У него было немало друзей. Среди них — Салих Сайдашев и многие другие. Люди тянулись к нему за теплом, за светом, за поддержкой. Как хватало его душевных сил и времени на все — приходится только поражаться. За 30 лет творческой работы он написал около 40 пьес. До начала 50-х годов он был актером камаловского театра, причем долгое время именно это считал своей основной профессией. Рабочий день артиста складывался так: утром — репетиция, вечером — спектакль, а в промежутке — подготовка. Писал он урывками, ночью, после вечерних спектаклей, которые заканчивались тогда не раньше полуночи. Как умел он, обремененный к тому же еще и постоянными общественными нагрузками, мобилизовать себя во время этих «ночных смен» — было известно только ему одному...

Еще в послевоенные годы общественность высоко ценила творчество Гиззата. Одним из первых среди татарских писателей он был отмечен правительственной наградой. Ему также были присвоены почетные звания Заслуженного деятеля искусств ТАССР и РСФСР. В свою бытность руководителем правления Союза писателей Татарии, М. Джалиль назвал Тази Гиззата основной фигурой татарской советской драматургии, в развитии которой его заслуги исключительно велики.

Последующая творческая деятельность Гиззата с новой силой подтвердила справедливость этой оценки. Как было сказано с трибуны II Всесоюзного съезда писателей, он стал известным далеко за пределами своей республики. Его пьесы несут людям яркое и талантливое раскрытие национального характера героев.

За выдающиеся заслуги в области художественной литературы Тази Гиззат был награжден двумя орденами «Знак Почета».

В мае 1955 года, после продолжительной болезни, Тази Калимуллович ушел из жизни, но его имя осталось в памяти народа. Нашим землякам он дорог не только как основатель татарского театра в Елабуге, но и как драматург, чье творчество составляет духовное богатство народа.

(Истәлек «Аргамак» журналының 1997 ел 5-6 санында басыла -К. Г.).

3. Гадельшина, старший научный сотрудник Елабужского музея-заповедника

 

 

 

 

Последнее обновление: 27 апреля 2016 г., 09:54

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International