Гизатов К. Таким он был

Сегодня исполнилось 85 лет со дня рождения артиста и драматурга, одного из основоположников национальной драматургии, классика татарской советской литературы Тази Гиззата.

Своими воспоминаниями об отце делится с читателями сын писателя — Казбек Тазиевич Гизатов.

- Когда вспоминаешь об отце, первое, о чем хочется сказать — его безоглядная, поразительная преданность искусству, одержимость в работе. Мне понятно, почему это так: слишком долго, слишком нелегко и непросто пробивался он к театру, к творчеству — главному делу своей жизни. Кем только не был он до того, как стать актером и драматургом! Старший сын в бедной крестьянской семье, он рано принял на свои плечи житейские тяготы и заботы кормильца. Батрачил, ходил за сохой, косил сено, был землекопом и грузчиком, оружейником и солдатом.

Театром отец увлекся довольно рано, еще перед гражданской войной. Революция открыла таким, как он, путь в большое искусство, но он с самого начала хорошо понимал, как труден этот путь, какого таланта, да просто знаний, культуры требует служение искусству. И все свои силы, всю волю молодой Тази Гиззат отдает учебе.

Как писатель отец формировался в конце двадцатых — первой половине тридцатых годов, в период становления социалистического реализма в советской литературе. С большой любовью и уважением относился он к творчеству татарских драматургов, которых считал своими учителями: Г. Камала, Ш. Камала, К. Тинчурина, М. Файзи. Однако это не мешало ему критически подходить к некоторым их произведениям: молодой драматург с первых своих шагов в театре был активным творцом и пропагандистом нового метода.

Отца беспокоило то, что в некоторых пьесах тех лет дореволюционная жизнь татарских крестьян изображалась поверхностно, что в произведениях, изобиловавших романтическими характерами и занимательными сценами, совершенно не раскрывались подлинные социальные конфликты. Сам он в своих пьесах всегда стремился к правдивому и глубокому изображению жизни народа.

Нельзя не заметить, что любимые его персонажи — это, как правило, люди передовой мысли, борцы за народное счастье, настоящие герои — сильные, волевые, красивые, стойкие в борьбе. Одни имена чего стоят! Героя «Наемщика» зовут Батырджан, что в переводе означает «смелое сердце». Имя Кахармана из драмы «Фархиназ» прямо переводится как «смелый», «могучий». Его герои не плачут ни при каких обстоятельствах. Интересно, что в связи с постановкой «Потоков» в башкирском театре он специально написал режиссеру письмо, в котором настаивал, чтобы старика Биктемира, на голову которого сваливаются, кажется, все мыслимые горести и несчастья, играл сильный, мужественный актер. Образ, подчеркивал он, ни в коем случае не должен терять своего героического пафоса.

Таковы, при всех различиях, и женские образы в его пьесах. Вспомним героинь таких произведений, как «Искры», «Потоки», «Наемщик». Да, они по-женски обаятельны, добры, скромны и терпеливы, но сколько силы и твердости духа проявляют эти женщины в борьбе за свое человеческое достоинство, за свои убеждения, идеалы!

Мне кажется, все это не случайно. Встречаясь с его персонажами — как читатель или как зритель, — я каждый раз поражаюсь их сходству с характером самого автора. Отец был удивительно ярким, сильным и мужественным человеком. Было в нем, при всей серьезности, что-то молодцеватое. В любой работе он любил дух соперничества, соревнования, знал и ценил вкус настоящей победы — недаром же смолоду брал призы на сабантуях, а позже, уже в Казани, участвовал во многих шахматных соревнованиях, любил смотреть спортивные состязания и был неизменным зрителем и страстным болельщиком на сеансах французской борьбы в Казанском цирке в тридцатые годы. Если он шел по городу и видел, как мальчишки играют в футбол, обязательно останавливался, с интересом смотрел, а то и сам включался в игру, а потом серьезно внушал побежденным: нельзя сдаваться, за победу надо драться до конца!

Он и нас, своих сыновей, учил тому же. Вообще в нашей дружной семье отец пользовался большим авторитетом, так же, впрочем, как и среди друзей. А их у отца, несмотря на стойкий характер и безоговорочную принципиальность, было немало. Среди его друзей были такие замечательные люди, как Ф. Ильская, Г. Болгарская, X. Уразиков, С. Сайдашев, Дж. Файзи и многие, многие другие. Люди тянулись к нему за теплом, за советом, за поддержкой. Как хватало на все его душевных сил и времени -приходится только поражаться. За тридцать лет творческой работы он написал 37 пьес, то есть, самое малое, по одной в год. До начала пятидесятых годов он был актером камаловского театра, причем долгое время именно это считал своей основной профессией. Рабочий день артиста складывается так: утром — репетиция, вечером -спектакль, а в промежутке — подготовка. Писал он урывками, ночью, после вечерних спектаклей, которые заканчивались тогда не раньше двенадцати. Как умел он, обремененный к тому же еще и постоянными общественными нагрузками, мобилизовать себя во время этих «ночных смен» — было известно только ему одному.

 

 

 

Последнее обновление: 27 апреля 2016 г., 10:39

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International