Фатых Хусни - мастер прозы (Сверигин Р. X.)

Сверигин Р. X.
Источник: Вопросы татарского языка и литературы. Кн.4.- Казань: ИЯЛИ АН СССР, 1969.- С.-72-76.
Пристальное внимание к внутреннему миру простого человека, мастерское изображение его чувств, радостей и горестей, колоритный юмор и лиризм — главные отличительные черты творчества известного татарского советского писателя Фатыха Хусни.
Широк диапазон творчества Ф. Хусни, однако настоящий его призванием стала проза, она занимает, главное место в творчестве писателя. Романы «Тропа пешехода», «Тридцатый год», повести «Перстень», «Любовь под звездами», «Начало лета». «Мои окна», «Ирония судьбы» и многочисленные талантливо написанные рассказы завоевали прочное признание читателей.
Не легок был сорокалетний путь в литературе, пройденный Ф. Хусни. Творческие победы чередовались с обидными неудачами. Но писатель всегда оставался верен Искусству с большой буквы, он хотел всегда идти своим путем, на каждом из его произведений лежит печать, присущей только Ф. Хусни, своеобразной и неповторимой манеры письма.
Творчество Ф. Хусни росло и развивалось в тесной связи с судьбами своего народа. Эстетический идеал писателя находит воплощение именно в положительном герое, который носит в себе высокие нравственные народные черты. Автора больше всего занимает раскрытие духовной красоты и нравственной чистоты, в течение многих лет формировавшийся своеобразный стиль писателя служит этой же цели. Вечные темы литературы — такие, как любовь, честь, счастье, радость жизни, — раскрываются в произведениях Ф. Хусни в единстве с темами служения родине, места человека в обществе. Лейтмотив его произведений — любовь к человеку, утверждение его величия и достоинства.
В дореволюционных произведениях классиков татарской литературы Г. Ибрагимова, Ш. Камала, М. Гафури сложился образ угнетенного, униженного, неуверенного в завтрашнем дне «маленького человека». Образ простого и скромного человека приобрел совершенно иное идейное звучание и содержание в творчестве Ф. Хусни. Это уже человек, оптимистически смотрящий на жизнь, с чистой душой, человек ищущий, активный, настойчивый. Такого рода образ наметился еще в повести «Гармонист» (1939), далее пополнился реалистическими чертами в повестях «Перстень» (1942), «Любовь под звездами» (1954), в романах «Тропа пешехода» (1957), «Тридцатый год» (1961). В этой кипучей натуре, не знающей усталости и уныния, отражены прекрасные нравственные черты народа.
Изображение тончайших колебаний человеческой души, правдивое описание всей гаммы чувств требуют от художника большого мастерства. Художественное мышление Ф. Хусни, стилевые особенности его творчества особенно наглядно выступают в психологическом мастерстве прозаика.
Избегая резких контрастных красок, писатель добивается многогранности образов, их психологической глубины. Объектом изображения берутся противоречия <в характере не только положительных героев — диалектика отдельных человеческих качеств прослеживается и у далеко не примерных персонажей. Изображение отрицательных героев «изнутри» — отличитель¬ная черта романов Ф. Хусни «Тропа пешехода» и «Тридцатый год» (Сэльмен, Саубан и Галлям). Много внимания уделяется и людям, ошибающимся, но мучительно старающимся вырваться из «заколдованного круга» (Габдулла в «Тропе пешехода», Ах-метзян и Гайфул в «Тридцатом год»е, Фазылзянов в «Начале лета», Гафиятулла в повести «Любовь под звездами»).
Если Ф. Хусни раскрывает внутренний мир героев, как положительных, так и отрицательных, как главных, так и второстепенных, то большинство других татарских прозаиков — такие, как М. Амир, Г. Баширов, А. Абсалямов, — стараются прежде всего выделить основные черты характера лишь главных героев.
Иначе подходит Ф. Хусни и к выбору героев. В центре его произведений находится сам процесс рождения и формирования характера. В отличие от этого, у ряда писателей мы чаще всего встречаем уже сформировавшиеся характеры, проходящие лишь дальнейшую закалку в горниле жизни. Героиня романа Г. Баширова «Честь» Нафисэ смело преодолевает неимоверные трудности военных лет уже с самого начала действия. В центре творчества А. Абсалямова и М. Амира также находятся люди, уверенно смотрящие в будущее и имеющие ясную цель. Герои произведений Ф. Хусни по цельности, крепости характера не могут сравниться с Нафисой («Честь»), Санией («Чистая душа») или Газинуром («Газинур»). Своими сомнениями, неуверенностью, склонностью к рефлексу, анализу своих чувств и поступков они напоминают некоторые образы А. Еники.
Ф. Хусни не обходит вниманием и мельчайшие переживания самых незначительных персонажей. Дух мелкособственничества у Халли, боязнь расплаты у Галляма стремление Ахметзяна замкнуться в свою скорлупу («Тридцатый год») — все это образует интересную психологическую мозаику.
Писатель ищет самые повседневные, знакомые читателю мотивировки поведения героев. Художественные средства, применяемые им, способствуют появлению определенного резонанса в сознании читателя. При изображении внутреннего мира человека он стремится запечатлеть чувства во всей их естественности, показать жизнь в ее достоверных деталях.
В этом плане уместно сопоставить творчество Ф. Хусни и А. Абсалямова, как представителей двух диаметрально противоположных направлений в изображении человеческих чувств Абсалямов не ставит целью всестороннее изображение внутреннего мира героев. На первый план выдвигается не детальное изображение переживаний, а острые столкновения характеров, динамика событий. Герои изображаются не в обыденной повседневности, а в приподнятом, даже несколько романтическом ключе. Абсалямов развивает манеру письма, которая соприкасается со стремлением читателя к романтической героике, с восторженным отношением к жизни.
Художник никогда не может оставаться нейтральным к изображаемой жизненной картине, в произведениях, как правило, всегда отражаются концепции и тенденции писателя, его мировоззрение. Однако это отношение автора к изображаемым событиям и людям проявляется по разному. Например в творчестве И. Гази или А. Еники оценка событий, отношение автора к поступкам героев не очень бросается в глаза. При такой манере письма идейная нагрузка, падающая на образы, еще более возрастает, так как в этом случае идея произведения должна органически вытекать из логического хода событий или поступков В творчестве Г. Баширова, М. Амира, А. Абсалямова симпатии или антипатии авторов проявляются незамаскированно, открыто, непосредственно. Отношение же Ф. Хусни к своим героям заметно буквально в каждом эпизоде. Более того, часто автор, выполняя функции лирического героя, торопится высказывать свое отношение к жизненным явлениям, желает успехов, счастья любимым героям, ненавидит потерявших человеческий облик. Непосредственное обращение к читателю, лирические отступления усиливают внутренний пафос, обогащают психологическую палитру произведения. Иногда лирические отступления переходят в глубокие философские раздумья. Таков например монолог Тазкиры в повести «Любовь под звездами». «Разве и молодость, как проходящий поезд, не проносится так же быстро мимо нас? Мы ждем ее прихода с неясной надеждой, имеем багажи невысказанных слов, мечты, подернутые слегка туманом. Надеемся, суетимся, но через миг наша станция молодости с тенистыми березами уже осталась позади, мы уже на шумной дороге жизни, слова остаются так и невысказанными, забываются, багажи уже легки, и мы, сами не замечая, становимся чересчур умными, начинаем философствовать о дальних дорогах, о сложности жизни, о том, как мы хороши. А посмотришь внимательнее: полдороги уже пройдено, все ближе конечная станция, а ты еще не произнес ни одного своего слова, повторял только чужие». (Ф. Хеснп. Авыл встенда йолдызлар. Казан, 1955, 164 бит.)
Так внутренний монолог девушки перерастает в раздумья автора о времени и жизни.
Во многих произведениях образ автора предстает перед нами как конкретная фигура — чаще всего, это человек, хорошо знакомый с сельским бытом во всех подробностях. Интонация, тон, ход мыслей писателя максимально приближаются к мышлению персонажей — людей деревни.
Арсенал идейно-художественных средств Ф. Хусни чрезвычайно богат. Мысли и переживания героев отражаются во внутренних монологах, их самоанализ, самооценка дается в тесной связи с чертами характера. Мастерски строит Ф. Хусни психологические портреты, избегая прямолинейности и одновременности рисунка.
Творчество Ф. Хусни трудно представить без характерных для него юмористических интонаций. В разговоре о серьезном на помощь писателю часто приходит «любимый конек, легко берущий препятствия» — его юмор. С помощью юмора разрешаются серьезные жизненные ситуации и конфликты. Хорошо понимая внутренние закономерности юмора, писатель с большим мастерством рисует смешные, уморительные картины.
Основной источник юмора — это характеры героев. Смешные ситуации помогают полнее передать черты оптимизма в характере Сафаргали («Тропа пешехода»). Юмор особенно сочен в главах, рассказывающих о детстве. Горький опыт жизни сделал героя более суровым. Соответственно меняется и общий тон произведения, усиливается драматизм.
Если в ранних рассказах Ф. Хусни (напр. «Ошибка старой Махубы» и др.) юмор служил лишь тому, чтобы вызвать смех у читателей, то в дальнейшем функции его изменились. Комизм образа Гафиятуллы в повести «Любовь под звездами» заключался в том, что энергичный, способный человек всю свою силу направляет на удовлетворение мелких личных желаний. Тема борьбы с пережитками старого в сознании людей раскрывается в юмористическом плане в образах Халли, Ахметзяна и Гайфуллы («Тридцатый год»).
Широко применяется юмор также как средство контраста, чередованием «юмористических» и «серьезных» глав в повести «Мои окна» с особой силой подчеркивается значимость и драматичность больших событий.
Ф. Хусни создал в татарской литературе весьма своеобразную форму коротких лирических новелл. Тонкий эмоциональный настрой, чистое лирическое звучание, завершенность формы — все это возникло не на пустом месте. На его творчестве сказывается сильнейшее влияние некоторых классиков, например
А. П. Чехова, в особенности, в использовании психологической, бытовой или лирической детали.
В последнее время Ф. Хусни развивает тип рассказа, являющегося как бы синтезом лирических, юмористических и психологических элементов. Иногда отдается предпочтение одному из вышеназванных элементов и соответственно меняется тональность рассказа.
Рассказы «Белая перчатка» (1958), «Тромбон и девушка» (1959), «Газзя и Гарафи» (1962), «Чрезвычайное происшествие» (1965), написаны в несколько легком, мажорном плане. Виртуозное владение народной речью, щедрый юмор, игра слов, широкое применение фразеологических оборотов просторечия — все это хорошо подходит при описании будничной суеты веселых происшествий, мелочей жизни. Эта кажущаяся легковесность новелл Ф. Хусни — результат глубокого знания жизни и настойчивых усилий. Действительно, стремление к точности в малейших деталях, к достоверному описанию картин требует особой чуткости и наблюдательности.
В небольшой статье невозможно затронуть все вопросы, связанные с творческой лабораторией такого многогранного художника, каким является Ф. Хусни. Мир его героев, мировоззрение, комплекс художественных средств являются благодатным материалом для исследователей и требуют кропотливого и всестороннего изучения.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International