Постановление КМ РТ от 02.07.2007 N 265 "Об утверждении целевой комплексной программы сохранения культурного наследия "Мирас - Наследие" на 2007 - 2009 годы"

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2007 г. N 265

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ "МИРАС - НАСЛЕДИЕ"
НА 2007 - 2009 ГОДЫ
 
Во исполнение Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закона Республики Татарстан "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Целевую комплексную программу сохранения культурного наследия "Мирас - Наследие" на 2007 - 2009 годы.
2. Министерству финансов Республики Татарстан включить указанную Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год.
3. Предложить исполнительным комитетам муниципальных образований разработать и утвердить в установленном порядке муниципальные комплексные программы сохранения культурного наследия.
4. В целях эффективной реализации инвестиционных проектов, предусмотренных Целевой комплексной программой сохранения культурного наследия "Мирас - Наследие" на 2007 - 2009 годы, предложить представительным органам муниципальных образований Республики Татарстан рассмотреть вопрос об установлении льгот по уплате земельного налога в отношении земельных участков, которые заняты объектами культурного наследия федерального значения, регионального (республиканского) значения и местного (муниципального) значения.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра культуры Республики Татарстан З.Р.Валееву.
Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ
Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 2 июля 2007 г. N 265
ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ "МИРАС - НАСЛЕДИЕ"
НА 2007 - 2009 ГОДЫ
Содержание

Паспорт Программы 3

1. Введение 6

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами 7


3. Основная цель, задачи, важнейшие целевые показатели и сроки реализации Программы 10

4. Ресурсное обеспечение Программы 11

5. Механизм реализации Программы 12

6. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы 12

7. Оценка эффективности реализации Программы 13

8. Система программных мероприятий 14

8.1. Подпрограмма "Изучение и популяризация культурного наследия" 14

8.2. Подпрограмма "Реставрация и консервация уникальных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)" 15

8.3. Подпрограмма "Пополнение музейного, библиотечного и архивного фондов, реставрация и страховое копирование особо ценных единиц фондового хранения" 15
Паспорт
Целевой комплексной программы
сохранения культурного наследия "Мирас - Наследие"
на 2007 - 2009 годы
 
Наименование Программы
 
Целевая комплексная программа сохранения культурного наследия "Мирас - Наследие" на 2007 - 2009 годы
Основание для разработки Программы
  • Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об  объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (статья 12);
  • Закон Республики Татарстан от 01.04.2004 N 60-ЗРТ "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан" (статья 11);
  • Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2005 год;
  • Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2006 год; распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.02.2005 N 141-р;
  • Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2006 N 306 "О Комплексном плане действий Правительства Республики Татарстан в 2006 году по реализации Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан"
Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство культуры Республики Татарстан

Государственные заказчики Программы
 
Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан, Академия наук Республики Татарстан (Институт истории им. Ш.Марджани, Институт языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова, Институт татарской энциклопедии)

Основные разработчики Программы
 
организационный комитет по разработке Целевой комплексной программы сохранения культурного наследия "Мирас - Наследие" на 2007 - 2009 годы и перспективу до 2016 года и рабочая группа по разработке программы, Министерство культуры Республики Татарстан, Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан, Академия наук Республики Татарстан

Исполнители и соисполнители Программы
 
организации культуры и искусства, архивные учреждения, научные организации, общественные объединения и организации

Цель Программы
 
обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия, формирование у граждан понимания необходимости его сохранения, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, повышение образовательного уровня граждан

Сроки реализации Программы
2007 - 2009 годы 

Перечень подпрограмм
  • Изучение и популяризация культурного наследия;
  • реставрация и консервация уникальных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • пополнение музейного, библиотечного и архивного фондов, реставрация и страховое копирование особо ценных единиц фондового хранения
Объем и источники финансирования Программы
Объемы финансирования Программы на 2007 - 2009 г. за счет средств бюджета Республики Татарстан носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов Республики Татарстан на соответствующий год исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.
Финансирование по разделу "Реставрация уникальных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)" осуществляется исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан на соответствующий год в рамках республиканской программы капитальных вложений на планируемый год.
В то же время на реставрацию объектов культурного наследия будут привлекаться и другие средства, выделяемые Правительством России на сохранение объектов культурного наследия, и частные инвестиции

Ожидаемые конечные результаты Программы
  • изучение 22 объектов археологического наследия; 
  •  проведение 65 экспедиций по изучению культурного наследия республики и татарского народа, в том числе 15 историко-культурных (по объектам культурного наследия), 20 археографических, 10 фольклорно-этнографических; 20 историко-этнографических и эпиграфических;
  • издание 57 наименований научной, энциклопедической и популярной литературы;
  • реставрация 55 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
  • реставрация 35 объектов культурного наследия за счет привлечения частных инвестиций;
  • реставрация 425 особо ценных и уникальных единиц музейного фонда;
  • реставрация 8% требующих реставрации особо ценных
    и уникальных единиц архивного фонда
Система организации контроля за  реализацией Программы
контроль заосуществляется исполнением Министерством культуры Республики Татарстан, Программы Главным архивным управлением при Кабинете Министров Республики Татарстан и Академией наук Республики Татарстан в порядке, установленном для контроля за реализацией республиканских целевых программ
1. ВВЕДЕНИЕ

Целевая комплексная программа сохранения культурного наследия "Мирас - Наследие" на 2007 - 2009 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан на 2005 год, в котором отмечено, что вопросы сохранения и реставрации объектов историко-культурного наследия городов и районов республики, в первую очередь г. Казани, продолжают оставаться актуальными. Необходима концентрация ресурсов на приоритетных объектах и особо значимых предметах культурного наследия. Особое внимание должно быть уделено сохранению музейного фонда. Решению этой задачи будет способствовать разработка и принятие комплексной программы сохранения культурного наследия "Мирас - Наследие". Программа разработана в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.02.2005 N 141-р и утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2005 N 306 Комплексным планом действий Правительства Республики Татарстан в 2005 году по реализации Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан с учетом предложений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, организаций культуры и искусства, архивных учреждений, научных организаций. Программа является региональной (республиканской) целевой программой.
В соответствии с задачами государственной политики и приоритетами деятельности в сфере сохранения культурного наследия Программа определяет содержание и основные пути изучения, сохранения, использования и популяризации для настоящего и будущего поколений культурного наследия Татарстана, представляющего собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являющегося неотъемлемой частью мирового культурного наследия и духовного потенциала, и наряду с соответствующими федеральными и региональными (республиканскими) программами направлена на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям, на реализацию прав народов на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры как основы идентификации и духовно-нравственного единства общества.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области изучения, сохранения, использования и популяризации уникальных объектов и особо значимых предметов культурного наследия, в том числе памятников, ансамблей и достопримечательных мест, музейных, библиотечных и архивных фондов, фольклора, традиций и обычаев.
Разработка Программы продиктована настоятельной необходимостью в силу недостаточности ресурсов, выделявшихся на эти нужды в предыдущие годы, усилением адресности сохранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на отдельных направлениях культурной деятельности, приоритетных объектах (памятниках истории и культуры) и особо значимых предметах культурного наследия.
Финансирование мероприятий Программы, направленных на решение конкретных задач государственной политики и приоритетов деятельности в сфере сохранения культурного наследия, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, а также средств инвесторов.
Многообразие явлений, составляющих культурное наследие, делает невозможным решение стоящих проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности, обуславливает необходимость применения программных методов.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Современное состояние культурного наследия Татарстана характеризуется посильным обеспечением комплекса мер, направленных на выявление и изучение объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, сохранение и дальнейшее развитие традиций, обрядов и праздников, реставрацию и консервацию объектов (памятников истории и культуры) и предметов культурного наследия, пополнение музейного, архивного и библиотечного фондов, открытие новых организаций хранения культурного наследия и укрепление их материально-технической базы.
В республике выявлено более 7 тысяч объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Из них 1555 состоят на государственной охране федерального, регионального (республиканского) и местного (городского, районного) значения.
Создана разветвленная сеть государственных и муниципальных музеев, состоящая из более 100 музеев историко-краеведческого, литературно-мемориального и искусствоведческого профиля. В них хранится 1120792 движимых памятника истории и культуры российского и мирового значения.
Из 103 историко-культурных заповедников и музеев-заповедников России 6 находятся в республике. Это Болгарский государственный историко-архитектурный музей-заповедник (1969 г.) и созданные в последнее время Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (1990 г.), Иске-Казанский государственный историко-культурный и природный музей-заповедник (1992 г.), Билярский государственный историко-археологический и природный музей-заповедник (1992 г.), Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Казанский Кремль" (1995 г.) и Государственный историко-культурный музей-заповедник регионального (республиканского) значения "Ленино-Кокушкино" (2003 г.). Их образование отразило новую тенденцию в развитии и совершенствовании государственной музейной сети, сохранении культурного наследия. На территории музеев-заповедников ведется активная социальная, культурная и хозяйственная жизнь, особое внимание уделяется организации туризма.
В 1634 библиотеках государственной сети, объединенных в центральную библиотечную систему, насчитывается около 25 миллионов единиц хранения, в том числе около 14 тысяч экземпляров рукописных и редких книг (коллекция "Вольной русской печати", прижизненные издания М.В.Ломоносова, Е.А.Дашковой, Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Г.Тукая, Г.Баруди, дореволюционные издания К.Насыри, Г.Ильяси, Ф.Халиди, М.Гафури, Р.Фахретдина и др.).
Фонд Национального архива Республики Татарстан, Центрального государственного архива историко-политический документации Республики Татарстан, Государственного архива документов по личному составу Республики Татарстан, Центрального государственного архива аудиовизуальных документов Республики Татарстан, 44 архивных отдела муниципальных образований Республики Татарстан составляет более 4,3 миллиона единиц хранения, 27539 архивных документов являются особо ценными и уникальными.
Самым ранним уникальным документом является арабская рукопись XI века на пергаменте - список известной "Книги" Сибавайхи, знаменитого восточного ученого-лингвиста. Среди особо ценных - документы об основании и деятельности в Казанском университете ряда научных школ и направлений, открытии Восточного разряда, деятельности в Казанском университете и Казанской духовной академии видных ученых-востоковедов; о развитии татарской национальной культуры; карты и планы Казани, городов, уездов, лесных и владельческих дач Казанской губернии; собрание рукописей XV - XIX вв. на русском, французском, немецком, греческом, латинском, арабском, персидском, турецком, монгольском, тибетском и других языках.
Более 10000 фольклорных образцов - песен, баитов и устных легенд татарского народа хранится в фондах Государственного центра сбора, хранения, изучения и пропаганды татарского фольклора.
Уникальность объектов культурного наследия Татарстана подтверждена включением Кремлевского историко-культурного комплекса в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, Болгарского историко-архитектурного комплекса и Свияжского историко-архитектурного и природно-ландшафтного комплекса в предварительный Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (список ожидания), Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина в Свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Татарский праздник Сабантуй номинирован в Список нематериального наследия ЮНЕСКО. В Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации включено письмо Мусы Джалиля от 23 января 1942 г. о его последнем посещении Казани.
Приняты и действуют Законы Республики Татарстан "О культуре", "Об объектах культурного наследия в Республике Татарстан", "О библиотеках и библиотечном деле", "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан".
Вместе с тем, несмотря на средства, выделяемые в рамках реализации Федеральной целевой программы "Культура России 2006 - 2010 гг.", Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 - 2010 годы, в сохранении нуждается значительно большее число объектов и предметов культурного наследия. В рамках подготовки к празднованию 1000-летия основания г. Казани завершена реставрация и реконструкция только малой части объектов культурного наследия в связи с сокращением финансирования.
Недостаточно внимания уделяется археологическому изучению ключевых булгарских и финно-угорских памятников: городищ Иске-Казанского, Джукетау, Чаллынского, Кашан I и II, Богдашкинского (город Ошель), Болгарского, Билярского и Суварского, могильников Больше-Тиганского и Танкеевского.
В зоне абразионного уступа Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ в зависимости от уровня воды разрушается до 800 археологических объектов. Среди них Танкеевский могильник, Измерский комплекс, Ташкирменские I и II городища, Карташихинский комплекс и другие.
Интенсивно подвергаются разграблению городища и селища эпохи средневековья: городища Болгарское, Билярское и Джукетау, селища Измерское, Чакминское и Мурзихинское, прибрежная и островная зоны Алексеевского, Лаишевского, Спасского и Рыбно-Слободского районов, с. Свияжск.
Многие объекты культурного наследия, имеющие важное значение для истории и культуры Татарстана и татарского народа, нуждаются в проведении целого комплекса мероприятий по их реставрации, консервации, ремонту, восстановлению и приспособлению для современного использования.
Происходит естественное старение уникальных и особо ценных архивных документов из органических материалов. Почти 11,2% уникальных и особо ценных архивных документов (3081 единица хранения) нуждаются в принятии срочных мер по их сохранению.
Медленно обновляются существующие экспозиции музеев. Серьезной проблемой продолжает оставаться комплектование и реставрация государственной части музейного фонда. В условиях рынка музеи неконкурентоспособны в приобретении памятников истории и культуры и произведений искусства, составляющих национальное достояние республики. Отсутствует систематическая реставрация музейных предметов. Около 80% государственной части музейного фонда нуждается в различной степени сложности консервации и поддерживающей реставрации.
Большая часть наследия татарского народа находится вне научного оборота и недоступна для абсолютного большинства граждан. Практически нет опубликованных документальных источников и слабо представлена духовная жизнь предшествующих поколений национальной интеллигенции.
Все это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем сохранения, рационального использования и популяризации культурного наследия программными методами, и об актуальности этой работы.

3. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основной целью Программы является обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия, формирование у граждан понимания необходимости его сохранения, духовно-нравственное и эстетическое воспитание, повышение образовательного уровня граждан.
Программа в наибольшей степени ориентирована на сохранение уникальных объектов (памятников истории и культуры), материальных и нематериальных явлений и особо значимых предметов культурного наследия.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решение следующих задач:
  • всестороннее и глубокое научное изучение культурного наследия республики и татарского народа в местах его компактного проживания с глубокой древности до настоящего времени как важной части мирового наследия и духовного потенциала;
  • создание информационной системы по объектам культурного наследия;
  • сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в том числе на важнейших туристических маршрутах, приспособление их для современного использования;
  • сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) за счет частных инвестиций;
  • выявление новых туристических маршрутов и создание сети достопримечательных мест;
  • обеспечение общественной доступности объектов (памятников истории и культуры) и предметов культурного наследия;
  • удовлетворение потребностей граждан в научной, популярной и справочной литературе в образовательных целях;
  • государственная поддержка издания научных трудов выдающихся философов, историков, просветителей, документальных источников по актуальным проблемам отечественной истории для использования в культурно-просветительских целях;
  • улучшение физического состояния особо ценных предметов и документов музейных, библиотечных и архивных фондов, их страховое копирование;
    пополнение музейных, библиотечных и архивных фондов особо ценными предметами и документами.
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
  • обеспечение заинтересованности граждан в изучении историко-культурного наследия;
  • повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе.
Количественные параметры:
  • количество изученных объектов археологического наследия, единиц;
  • количество проведенных экспедиций по изучению культурного наследия, единиц;
  • число наименований научных, энциклопедических и популярных изданий, единиц;
  • количество отреставрированных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), единиц;
  • количество отреставрированных предметов музейного фонда, единиц;
  • доля особо ценных и уникальных единиц архивного хранения, прошедших реставрацию, в общем объеме особо ценных и уникальных документов архивного хранения, требующих реставрации, %.
Программа взаимосвязана с федеральными целевыми программами.
Сроки реализации Программы - 2007 - 2009 годы.

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджета Республики Татарстан.
Объемы финансирования Программы на 2007 - 2009 гг. за счет средств бюджета Республики Татарстан носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов Республики Татарстан на соответствующий год исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан.
Объемы и порядок финансирования по разделу "Реставрация уникальных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)" осуществляются исходя из возможностей бюджета Республики Татарстан на соответствующий год в рамках республиканской программы капитальных вложений на планируемый год.
Источниками финансирования могут быть средства федерального бюджета, предусмотренные для реализации Федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 годы)", выделяемые Правительством России на реставрацию, консервацию, ремонт и приспособление объектов культурного наследия, а также культовых зданий и сооружений, переданных религиозным организациям. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета ежегодно уточняются на основе отобранных по конкурсу проектов.
Для привлечения частных инвестиций определен перечень памятников истории и культуры, состоящий из 35 объектов, которые нуждаются в принятии срочных мер по их ремонту, консервации, реставрации и приспособлению. Установлены ограничения (обременения) при использовании объектов культурного наследия и право пользования ими (передача по инвестиционному договору с последующим оформлением долевой собственности, долгосрочная аренда с последующей передачей в собственность, реализация на торгах).

5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке Министерством культуры Республики Татарстан - государственным заказчиком - координатором Программы, Главным архивным управлением при Кабинете Министров Республики Татарстан и Академией наук Республики Татарстан - государственными заказчиками Программы с исполнителями программных мероприятий.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".
Финансирование Программы за счет средств бюджета Республики Татарстан в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственных заказчиков.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов организационного плана действий по реализации мероприятий каждой подпрограммы, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий, проектов соглашений (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов, перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением необходимых затрат и источников финансирования.
Основные показатели степени решения задач, обозначенных в Программе, включаются в ежегодные доклады "О результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного финансирования".
Реализуемость Программы должна быть обеспечена последующими правовыми, организационно-управленческими, инвестиционными и экономическими механизмами для сложившегося контекста конкретных тенденций духовного, социально-культурного и экономического развития Республики Татарстан.
В ходе реализации Программы предусматривается ее ситуационная корректировка с учетом мониторинга и вероятных изменений экономических и других условий в республике и федерации.

6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учитывая масштабность и сложность программных мероприятий, а также в целях рациональной организации управления реализацией Программы она разделена на подпрограммы.
Министерство культуры Республики Татарстан отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств бюджета Республики Татарстан, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из бюджета Республики Татарстан для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклад о ходе реализации Программы за отчетный год.
Руководителем Программы является заместитель Премьер-министра Республики Татарстан - министр культуры Республики Татарстан, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование финансовых средств.
Государственные заказчики информируют Министерство финансов Республики Татарстан и Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан обо всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), об их финансировании из бюджета Республики Татарстан.
Государственные заказчики организуют внедрение информационных технологий для управления, анализа и контроля за ходом выполнения программных мероприятий.
Срок действия Программы может каждый раз продлеваться не более чем на один год. При необходимости продления срока действия Программы более чем на один год разрабатывается новая программа.
Государственный заказчик Программы совместно с Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу организует ведение статистической отчетности по реализации программы, а также направляет доклады о ходе работ по программе и эффективности использования финансовых средств в Министерство экономики и промышленности Республики Татарстан.
Государственный заказчик - координатор Программы совместно с Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан организует в установленном порядке экспертные проверки хода ее реализации.
Контроль за выполнением Программы на основе государственной и ведомственной отчетности и заключаемых договоров (контрактов, соглашений) осуществляет в установленном порядке государственный заказчик-координатор Программы.
Контроль включает периодическую отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий, сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений).
Исполнители программных мероприятий отчитываются о целевом использовании выделенных средств в установленном порядке.

7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов).
В соответствии с целью Программы ее реализация будет способствовать повышению духовно-нравственного и образовательного уровня граждан, воспитанию их гордости за культурное наследие, защите и сохранению ими источников информации о зарождении и развитии культуры.
За период реализации Программы будет создана база для дальнейшей реализации основных направлений деятельности в сфере сохранения культурного наследия, повышена его социальная роль, реализованы меры по созданию системы изучения культурного наследия республики и татарского народа, активизирована деятельность по популяризации культурного наследия, удовлетворена потребность в научной, популярной и справочной литературе, обеспечена доступность объектов и предметов культурного наследия.
В результате ремонтно-реставрационных работ будет обеспечено сохранение 53 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на важнейших туристических маршрутах республики (г. Казань, г. Болгар, с. Билярск, г. Елабуга, г. Чистополь, с. Свияжск, с. Ленино-Кокушкино, Арский и Атнинский районы, г. Тетюши).
Среди отреставрированных объектов культурного наследия 10 музеев - важнейших объектов туристско-экскурсионного показа (музеи А.Баратынского, Г.Тукая, А.М.Горького, Е.А.Арбузова и Л.Н.Толстого).
Для современного использования в культурно-просветительных (музейных) целях будет приспособлено 8 объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), что позволит увеличить поток туристов, экскурсантов и паломников.
Укреплению стабильности межнациональных и межконфессиональных отношений народов республики будет способствовать поддержка реставрационных работ на памятниках культовой архитектуры, переданных в пользование религиозным организациям.
В результате пополнения и реставрации музейного фонда будут значительно расширены действующие и созданы новые музейные экспозиции.
Кроме того, реализация Программы позволит косвенно задействовать хозяйствующие субъекты республики и других регионов России, такие как строительные организации и научные учреждения, увеличить число рабочих мест, создать временные (сезонные) рабочие места, а также благоприятные условия для инвестиций в создание туристической инфраструктуры.

8. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на реализацию поставленных задач, в рамках трех подпрограмм:
Изучение и популяризация культурного наследия,
Реставрация и консервация уникальных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры),
Пополнение музейного, библиотечного и архивного фондов, реставрация и страховое копирование особо ценных единиц фондового хранения.

8.1. Подпрограмма "Изучение и популяризация культурного наследия"

Системой мер по изучению и популяризации культурного наследия предусматриваются:
выявление и изучение культурного наследия татарского народа в местах его компактного проживания с глубокой древности до настоящего времени;
раскопки древних городов, городищ, селищ, стоянок и мест совершения религиозных обрядов как на территории республики, так и за ее пределами;
проведение спасательных археологических работ на разрушающихся объектах;
определение границ охранных зон объектов культурного наследия исторических городов;
разработка концепции развития культурного туризма;
издание научной, популярной и справочной литературы, альбомов, каталогов и сборников.

8.2. Подпрограмма "Реставрация и консервация уникальных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)"

Системой мер по реставрации и консервации уникальных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) предусматриваются:
разработка проектно-сметной документации;
проведение неотложных противоаварийных и консервационных работ;
осуществление полного комплекса реставрационных работ по сохранению памятников, использующихся в активной культурной деятельности;
проведение реставрационных работ по сохранению усадебных комплексов;
поддержка реставрационных работ по сохранению памятников культового назначения, переданных в пользование религиозным организациям;
приспособление объектов культурного наследия для использования в музейных целях;
привлечение частных инвестиций в сохранение объектов культурного наследия с последующей передачей их в собственность.

8.3. Подпрограмма "Пополнение музейного, библиотечного и архивного фондов, реставрация и страховое копирование особо ценных единиц фондового хранения"

Системой мер по пополнению музейного, библиотечного и архивного фондов, реставрации и страховому копированию особо ценных единиц фондового хранения предусматриваются:
  • пополнение музейного фонда особо ценными предметами для действующих и создаваемых музейных экспозиций;
  • пополнение библиотечного фонда редкими книгами и рукописями;
  • пополнение архивного фонда оригиналами или копиями особо ценных документов;
  • осуществление комплекса работ по улучшению физического состояния особо ценных предметов музейного фонда;
  • осуществление комплекса работ по улучшению физического состояния уникальных и особо ценных документов архивного фонда;
  • создание библиотечного страхового фонда редких и ценных документов;
  • создание архивного страхового фонда уникальных и особо ценных документов;
  • организация и проведение археографических экспедиций.

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International