Содержание балета

Источники:
 

Балет в трех действиях. Клавир

Премьера балета состоялась в 2001 г. в Татарском академическом театре Оперы и балета им. М. Джалиля. Дирижер - народный артист Украины Игорь Лацанич, Хореографы-постановщики: народный артист РФ, лауреат Государственных премий России Николай Воярчиков, заслуженный деятель искусств России, лауреат международных конкурсов Георгий Ковтун. Художники: Андрей Злобин, Анна Ипатьева. Балет был номинирован на Государственную премию России за 2002 год.

В основе балета - притча об Иосифе, изложенная в Библии в гл. 37-50, "Бытие", а в Коране в 12 суре - "Йусуф". Только на Востоке эта притча имеет более 200 поэтических версий. Одна из таких версий содержится и в поэме Кул-Гали "Кысса- и Йусуф", древнейшем памятнике булгарской поэзии XIII века. История о Иосифе-Йусуфе, проданном в рабство своими завистливыми братьями, наполнена глубоким этическим смыслом и звучит в наши дни так же актуально, как и много веков тому назад.

"Спектакль подобного масштаба и художественного уровня - из ряда вон выходящее событие не только для Казани. Поздравить можно всю балетную Россию..."
О. Розанова, "Петербургский театральный журнал", №25, 2001 г.

"Красивых мелодий и пластических фраз у Любовского достаточно (просветленный реквием финала, переходящий из живого звучания в записанный звук, прямо-таки пронзает своей красотой). Театр, осиливший столь сложную музыку и проблематику, неизбежно совершает серьезный качественный прорыв. Так что переход казанского балета в XXI век можно считать состоявшимся. Маленькая эстетическая революция... случилась".
А. Хрипин, "Культура", № 28, 2002 г.

"Постановка балета, действительно, находится на мировом уровне. Говоря об этом прекрасном творении, я ощущаю глубокое внутреннее волнение... Непросто дать оценку такому "зрелищному" событию, которое было превосходно не только красотой постановки, но и со всех других сторон.
...Все доведено до полного согласования, до полной гармонии. Леонид Любовский показывает прекрасное знание татарских, русских и мировых музыкальных традиций. Любовский написал музыку к балету за пять лет и работал над ней с точностью ювелира. Современный композитор смог сочинить настолько прекрасную и созвучную содержанию балета музыку..., создав синтез современной и национальной музыки, используя все богатство мелодий.
...Огромное наслаждение от увиденного и услышанного".
Hayati Asilyazici "Gazette 13 Satilmaz tstambul", № 403, 2002 г.

"Леонид Любовский... прирожденный симфонист..., его музыка обладает драматической действительностью, тембровым богатством, красочностью, ритмической импульсивностью. Любовский не стилизует Восток или древность вообще, однако музыка кажется необычной, словно пришедшей из другого мира.
...Причудливый ритм, непредсказуема словно зашифрованная мелодика, тонкая оркестровка с использованием экзотических тембров - так создается символический мир балета".
О. Никуличева, "Российская музыкальная газета", № 4, 2003 г.

"Казанский театр выпустил спектакль, впечатление от которого взволнозало ум, душу и сердце. Со временем ощущение это не исчезало - напротив...
Весьма необычная музыка. Композитор как бы намеренно отошел от балетного симфонизма, часто предпочитая гармонии некие музыкальные междометия, иероглифы, неведомые звуки - эхо давних лет.
...Авторы избегали национальных красок, цитат, выявляя вечность, всеобщность проблем человечества.
...Это поэтическое творение хочется смотреть еще и еще. И зритель непременно будет возвращаться в театре, чтобы еще раз увидеть Йусуфа, парящего в серебряном сиянии звезд..."
Н. Садовская, "Музыкальная жизнь", № 5, 2002 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Действующие лица:
  • Йусуф (Иосиф)
  • Йакуб (Иаков) - отец Йусуфа. Он же Пророк. Он же дервиш. Фараон
  • Зулейха - жена фараона. Караванщик
  • Братья Йусуфа (Иосифа)
  • Священные жуки-скарабеи
  • Звезды, девушки и дети при дворце фараона
  • Скоморохи, жонглеры
  • Свита фараона
  • Стража
  • Египетские боги
  • Бедуины
  • Видения в колодце
  • Народ
Первое действие (Йусуф и братья)

Священные жуки-скарабеи играют шарами судеб...
Братья Йусуфа (Иосифа) обеспокоены - кому же из них отец Йакуб (Иаков) вручит "плащ первородства", а тем самым - все наследство рода. Йакуб выбирает своего любимца - младшего сына. Братья возмущены. Они срывают плащ с Йусуфа. Избивают его и бросают в колодец.
Йусуф в колодце... Он понимает, что это испытание, посланное Всевышним, и прощает братьев.
У колодца останавливается караван, идущий в Египет. Братья решают продать Йусуфа купцу, выдавая его за своего раба. Сделка состоялась. В предвкушении хорошей прибыли от продажи лучезарного раба, купец швыряет братьям деньги. Караван продолжает свой путь.

Второе действие (Йусуф и Зулейха)

Фараона Египта одолевают недуги. Чтобы как-то развлечь его, Зулейха (жена фараона) устраивает праздник. Но фараон равнодушен к происходящему.
Прибывший купец представляет фараону прекрасного юношу. Пораженная красотой Йусуфа, Зулейха просит мужа купить раба.
Зулейха очарована Йусуфом. Она чувствует в нем божественный дар и просит помочь фараону. Йусуф исцеляет правителя Египта. Фараон одаривает Йусуфа златотканой одеждой, дает ему место возле своего трона.
Покои Зулейхи. Она благодарит Йусуфа... Ее сердце тянется к нему и требует ответного чувства. Но Йусуф неумолим - он не может допустить предательства по отношению к фараону, спасшего его от рабства. Охваченная пылкой страстью, Зулейха срывает с себя одежды... Это видит внезапно появившийся фараон.

Третье действие (Йусуф и фараон)


Пророк (Йакуб) пытается убедить фараона в невиновности Йусуфа, но правитель неумолим. В отчаянии Йакуб обращается к богам Египта, взывая о помощи. Разгневанные боги обрушивают на Египет тысячи бед. Фараон, поняв, как был прав пророк, гонит прочь от себя Зулейху.
Йусуф в темнице. Он помогает несчастным, поднимает на ноги больных, вселяет веру в отчаявшихся...
Вновь скарабеи катят шар его судьбы...
Появляется фараон со свитой. Он просит Йусуфа избавить народ Египта от несчастий... Входят братья Йусуфа, Зулейха. Все, падая ниц, молят спасти страну. Йусуф прощает всех. Фараон вновь предлагает ему место рядом с собой. Но небесные силы подхватывают Йусуфа, поднимают над людьми и увлекают к звездам.



Нотное издание



Фрагмент издания

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 20:36

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International