Гиззат Б. Служение народу

Источник : Советская Татария.- 1977.- 23 сент.

Вот уже более шестидесяти лет его пьесы не сходят с афиш татарского театра. И сегодня у кассы театра, как и 61 год назад, в день премьеры, стоит очередь за билетами на спектакль по его пьесе “Голубая шаль”. “Загадкой “Голубой шали” (одна из статей так и называлась), попыткой раскрыть тайны молодости и свежести его творчества вот уже сколько лет занимаются драматурги и театроведы.

С именем Тинчурина в татарском советском театре связан ряд важных творческих завоеваний, возникновение новых направлений и жанров. Он был первооткрывателем новых тем и образов, его новаторское творчество определяло плодотворное развитие татарского театра по пути социалистического реализма, а сам он является образцом беззаветного служения родному искусству, творчество Тинчурина проникнуто глубокой народностью и потому поныне приносит радость и эстетической наслаждение.

Тринадцатилетним мальчиком Тинчурин вынужден был уйти из дома на заработки. Осенью 1900 года он поступает учиться в казанское медресе “Мухаммадия” и учится там 5 лет, но за участие в студенческом движении его исключают из школы как политически неблагонадежного. Решительное выступление трудового народа за свои права в 1905-1907 годах, картины его героической борьбы оставили глубокий след в памяти юноши. После изгнания из школы будущий драматург работает по найму, близко знакомится с жизнью городского трудового населения. Эти наблюдения помогли ему написать острые рассказы о современной жизни. Богатство языка, хорошее знание окружающей действительности отличали первые работы молодого писателя.

Однако роль автора небольших рассказов не удовлетворяла пытливого и темпераментного юношу. В поисках активной и целеустремленной жизни он сближается с татарской театральной труппой “Сайяр”. Человек большого, таланта, начитанный, обаятельный, Тинчурин вскоре становится одним из ведущих артистов театра. Значительных успехов он добивается и как режиссер. Его постановки отличаются большим вкусом, идейной направленностью. Еще до работы в театре Тинчурин написал свои первые пьесы. Но настоящим мастером драмы он становится только в театре. С интересом смотрят зрители его комедии, высмеивающие нравы тогдашней жизни. Наиболее характерной пьесой, раскрывающей идейно-эстетические интересы молодого писателя, является драма “Первые цветы”, написанная в 1913 году. Образ студента Хамита, посвятившего свою жизнь служению народу, в известной степени отвечает мыслям самого писателя.

Замечательные страницы в свою историю вписал татарский театр в дни Октября. Немалую роль при этом сыграл К. Тинчурин. Примечателен тот факт, что еще до Октября он активно помогал Мусульманскому социалистическому комитету, руководимому М. Вахитовым.

После Октябрьской революции многосторонний талант Карима Тинчурина раскрывается наиболее полно. Как ведущему режиссеру, видному театральному деятелю, ему поручается организация и руководство вновь созданной советской труппой, которую он с большим умением возглавляет в течение многих лет. Ему принадлежит заслуга создания первой татарской советской комедии на современную тему “Попугай” (1918 г.).

В эти годы крепнет и организаторский талант Тинчурина. В 1919 году, в разгар гражданской войны, распоряжением командования Приволжского военного округа в целях полготовки дополнительных театральных кадров и работников культуры в национальных воинских частях в Самаре создается Татарская театральная студия. Организация и руководство студией были поручены Кариму Тинчурину и известному артисту Зайни Султанову. В 1922 году К. Тинчурину доверяется создание обновленной труппы из артистов, работающих в различных городах нашей страны. Тем самым было положено начало современному Татарскому государственному академическому театру имени Г. Камала, для становления и. расцвета которого он, как художественный руководитель, главный режиссер, ведущий артист и драматург, приложил столь много сил и таланта.

Новый театр мог быть создан только на основе новой драматургии, проникнутой великими идеями революции. Карим Тинчурин работал над созданием новых сценических произведений. Совершенствуя свое мастерство комедиографа и сатирика, он написал в 20-е годы такие значительные пьесы, как “Американец” и “Без ветрил”, едко высмеивающие нравы и иллюзии бывших “хозяев”. Благодаря своей остроте и актуальности, они пользовались большой популярностью. Для усиления действенности Карим Тинчурин мастерски использует прием, который состоит в том, что за основу сюжета берется какой-нибудь нашумевший в буржуазных кругах, обычно скандальный случай. Такие вот происшествия с неотразимой правдивостью раскрывают всю неприглядную сущность нравов, порядков и убеждений высших классов. За “героями” названных комедий Тинчурина стояли их живые прототипы.

Хорошее знание жизни, бытовых и этнографических особенностей татарского народа, умение мастерски использовать богатый материал народного творчества, особенно музыкального фольклора, создают пьесам К. Тинчурина“ Казанское полотенце”, “Угасшие звезды”, “Родина” и особенно “Голубая шаль” большую популярность. Создатель жанра музыкальной драмы в татарском театре Тинчурнн сыграл большую роль в развитии и популяризации творчества татарских композиторов и музыки среди трудящихся масс. Он привлек в театр и помог раскрытию могучего таланта Салиха Сайдашева, через сцену татарского театра стали популярными Мансур Музафаров, Султан Габяши, Джаудат Файзи, Загид Хабибуллии и другие. Для исполнения таких произведений в театр приглашались артисты с вокальными данными и музыканты. Так совершенно закономерно шел процесс, который в середине тридцатых годов привел к созданию оперной студии, а затем и татарского оперного театра.

Новый этап творчества Карима 'Тинчурина приходится на тридцатые годы, когда он создает новые произведения о современности. Поворот к актуальным вопросам дня, смелое вторжение в жизнь, мастерское воплощение героев современности - вот отличительные черты драматургии Тинчурина этих лет. В драмах “На реке Кандре”, “Их было трое”, “Жаворонок”, “Стальное веретено”, “Семья старого Булата” (последние три написаны в соавторстве) показана новая жизнь, новые люди - строители социализма, их думы и чаяния. Музыкальная драма. “На реке Кандре” - одна из первых удачных татарских пьес о колхозном движении. Глубоко изучив новую жизнь тружеников села, Тинчурин увидел во вчерашнем единоличнике зародыши того нового, коллективного, что свойственно трудовому человеку. Процесс обновления, выпрямления характеров происходил повсеместно и особенно заметно в условиях коллективного труда. В этом замечательном движении и увидел писатель те условия, которые благоприятствуют перевоспитанию людей.

Трудом, вложенным в общее дело, измеряется ценность человека - вот один из основных лейтмотивов драмы “На реке Кандре”. Воплощая эту идею в образе рабочего-коммуниста 25-тысячника Акбирдина, посланного на укрепление колхоза, писатель говорит устами своего героя: “Во все времена на первом плане должен стоять труд... Потому что только труд сближает людей, только он их организует”.

Постоянные поиски вело искусство тридцатых годов. Причем они касались не только содержания, но и форм, стилей, жанров и были направлены на раскрытие огромного эстетического богатства социалистического реализма, который завоевал новые рубежи и в татарской литературе, особенно в произведениях о современности. Значительна роль К. Тинчурина в развитии комедии. Он мечтает создать комедию с положительными героями-современниками, людьми, воплощающими лучшие черты строителя коммунизма. Таким образом, речь идет о качественно новых эстетических особенностях жанра, вызванных эпохой социализма. К. Тинчурин писал: “Только тогда достойно будет показан герой социалистической эпохи в драматургии, когда писатель сумеет донести до зрителя идею о том, что настоящим человеком может стать лишь тот, кто воспитан в духе социализма”.

В комедии “Их было трое” (1935) Тинчурин практически воплотил свой эстетический идеал. Главные герои ее и есть “настоящие люди, воспитанные в духе социализма”.

Разумеется, опытный драматург и режиссер К. Тинчурин хорошо понимал, что убедительно показать на сцене образы, раскрыть внутренний мир персонажей невозможно вне действия, борьбы, конфликта. Воплощая свой идеал настоящего человека в образах Заляя и в особенности Гульшат, он противопоставил им человека с пережитками прошлого, с устаревшими взглядами на семью, на положение женщины в ней - мужа Гульшат Равиля.

К. Тинчурин - мастер лепки национальных характеров и картин народной жизни. При этом он добивается органического единства социалистического содержания и национальной формы. Новаторство Карима Тинчурина в том и заключается, что он, глубоко почувствовав новое в жизни, умело воплотил его в образах и конфликтах своих пьес. Успех пьес К. Тинчурина о современности дал большой толчок развитию татарской драматургии последующих лет. К. Тинчурин с искренним воодушевлением говорил о благотворном влиянии и вдохновляющей силе решений и указаний Центрального. Комитета партии по вопросам, литературы и искусства. В ноябре 1933 года г. на страницах газеты “Красная Татария” он писал: “Историческое решение ЦК о перестройке литературных организаций сильно сказалось и на татарской драматургии. Оно послужило огромным толчком к изысканию новых форм, овладению методом социалистического реализма”. Делегат 1 Всесоюзного съезда писателей СССР Тинчурин с трибуны съезда заявил: “Художественная литература должны быть партийной”.

Значительна его роль и в разработке теоретических проблем татарской драматургии и театра, в утверждении их идейно-эстетических принципов. В своем докладе об итогах второго пленума оргкомитета Союза писателей СССР он наметил пути дальнейшего развития национального театра. Особо подчеркнул он значение для писателя мировоззренческих проблем, четкости идейных позиций: “Не освоив учения марксизма- ленинизма, невозможно творить на основе социалистического реализма”.

Многогранное творчество Карима Тинчурина наложило глубокий отпечаток на развитие всей татарской театральной культуры. Сочетающее высокую идейность и народность с глубоким знанием законов сцены, оно и сегодня служит нашему великому делу.

Баян ГИЗЗАТ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International