Сайт «В Татарстан». Справочник о РТ

Источник: Сайт «В Татарстан». Справочник о Республике Татарстан


Музей основоположника татарского изобразительного искусства Урманче Баки Идрисовича (годы жизни 23.02.1897 – 6.08.1990) создавался как один из филиалов Национального культурного центра «Казань» при активном участии администрации города Казань. Расположен он в старинном двухэтажном доме с мансардой, построенном в конце XIX века. Открылся музей для посещений 26 февраля 1999 года.
Главной целью создания музея было показать, насколько сложный творческий и жизненный пути пришлось преодолеть одному из самых крупнейших художников ХХ века. Мастерство Баки Идрисовича распространялось на графику, скульптуру, живопись, каллиграфию, иллюстрацию и декоративно-прикладное искусство. Урманче известен во всем мире как самобытный художник, чье творчество базировалось на ценностях татарской культуры. В музее представлена лишь небольшая часть наследия художника, состоящая из 65 подлинных произведений и около 150 фотографий и документов. За 70 лет плодотворной творческой жизни Урманче создал более ста скульптур, более трехсот полотен живописи и несколько тысяч графических рисунков.
Родился Баки Урманче в Татарстане, Буинский район, деревня Куль - Черкен. Всё детство он провел в родной деревеньке. Маленький Баки рано начал рисовать, а когда ему исполнилось десять лет, отец отвез его в Казань, в медресе «Мухаммадия». Обучаясь в медресе, он увлекался искусством, восточными языками, литературой, и особенно – поэзией. Самое сильное впечатление на него оказало творчество Габдуллы Тукая, всю жизнь Баки вспоминал, с каким нетерпением и волнением читал он произведения великого поэта.
Урманче продолжал рисовать, мечтал поступить в Казанскую художественную школу. Но он не имел достаточной подготовки и не смог пройти вступительные экзамены. В 17 лет он отправился работать на Урал, на Надеждинский металлургический завод грузчиком, потом работал на лесозаготовках в Сибири. В 1916 году его забрали в армию. В трудные минуты армейской жизни он пытался воскресить в памяти свою родину и родные места при помощи карандаша и акварели, которые всегда были с ним.
Революция изменила жизнь Баки, ворвавшись яркими цветами флагов, бесконечной чередой митингов, ощущением свободы и грядущих перемен. Он стал истинным революционером, был избран солдатским депутатом.
В 1919 году мечта Урманче о поступлении в Казанскую художественную школу осуществилась, только теперь школа называлась Свободные художественно – технические мастерские и имела статус высшего учебного заведения. Он с удовольствием начинает обучение живописи у Тимофеева В.К., скульптуре у Козлова Г.И., графике у Шикалова Н.С. Но бурная жизнь того времени не дает ему полностью насладиться искусством, он опять попадает в ряды Красной армии, и лишь потом его комиссуют в Москву, в Высшие художественно – технические мастерские (ВХУТЕМАС). Здесь он торопится узнать как можно больше, учится на двух факультетах одновременно (живописи и скульптуры). Но и этого ему кажется мало, он поступает в институт востоковедения, где изучает турецкий, арабский, персидский и западноевропейские языки.
В 1926 году, после окончания ВХУТЕМАСа, он возвращается на родину, в Казань, где его сразу же назначают преподавателем и завучем в Казанском художественном техникуме. Он принимается за работу с полной отдачей, помогает восстанавливать здание КХШ, открывает факультет декоративно-прикладного искусства, и в то же время создает новые картины. Творчество того времени заключается в воплощении национальной темы, особенностей быта и жизни татар, кроме того, он создает творения в области графики, офорта, пытается возродить керамическое производство.
В 1929 году успешная творческая деятельность безжалостно прерывается арестом и ссылкой на Соловецкие острова. Как и многие талантливые, выдающиеся творческие личности, он попал под каток политики того времени и был обвинен в национализме.
Через 4 года его освобождают досрочно, он заезжает ненадолго в Казань, и едет в Москву. С присущей ему энергией Баки вливается в творческую жизнь Москвы, в 1934 году выставляет свои произведения на Первой выставке молодых художников. Графика в его исполнении была замечена и оценена по достоинству, и Баки Урманче предлагожили стать членом Московского отделения Союза художников. В 1941 году его приглашают в Алма - Ату и поручают работы по живописи и графике на тему столетнего юбилея Абая – казахского писателя и поэта. На несколько лет он остается жить в Алма - Ате. В 1946 году правительство выпускает указ «Минус 39», согласно которому репрессированные не имеют право жить в некоторых городах. Начинается скитание Баки Идрисовича по разным городам Средней Азии. 12 лет он прожил в Самарканде, Алма-Ате, Ташкенте, Балхаше, и внес значительный вклад в развитие изобразительного искусства этих городов.
1958 год стал самым значительным в творческой судьбе Урманче. После многолетних скитаний он наконец - то переезжает на постоянное место жительства в Казань. За его плечами находились годы напряженного творческого труда, глубоких размышлений об искусстве и жизни, но возвращение на родину стало могучим катализатором, благодаря которому в художнике возродились новые силы для творчества. В Казани Баки Идрисович создал большинство из скульптурных работ и портретов, он достиг лаконичности, отточенной завершенности художественных решений. После него осталось бесценное наследие, истинная значимость которого все больше проявляется со временем.
За два месяца до смерти Баки Идрисовича реабилитировали, ему было присуждено звание Народного художника Татарстана и России, и Заслуженного художника Казахстана. Он является лауреатом государственной премии имени Габдуллы Тукая.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International