Кадырова Р. Творчество композиторов Яруллиных

Источник: Кадырова Р. Творчество композиторов Яруллиных: [композитор З.Яруллин и Ф.Яруллин] / Р. Кадырова // Фән һәм мәктәп=Наука и школа. – 2012. – № 6. – С.28-31

Яруллины останутся в веках.
Гордится ими мамадышская земля,
Что вырастила лучших сыновей,
И нам забыть о них никак нельзя.
(Р. Кадырова)

Композиторы Яруллины вошли в историю татарской национальной музыки как яркие и талантливые личности. Отец - Загидулла Яруллин (1888-1964) - музыкант-самоучка. Отец и мать умерли, когда Загидулле было всего пять лет. В Чистополе его приютил настройщик музыкальных инструментов немец И. Шнейдер, обратив внимание на незаурядные способности мальчика. Шнейдер обучает его игре на фортепиано и настройке музыкальных инструментов Фарид Загидуллович Яруллин родился 1 января 1914 года в семье известного народного музыканта Загидуллы Яруллина. Фарид рано приобщается к музыке: отец обучает его игре на фортепьяно. В 1930 году Фарид поступает учиться в Казанский музыкальный техникум по классу виолончели к Полякову и параллельно занимается по классу специального фортепьяно у Пятницкой. В 1933 году Фарид Яруллин направляется на учебу в Москву, на рабфак при Московской консерватории по классу композиции, затем учится в Татарской оперной студии при консерватории, продолжает занятия композицией у профессора Литинского, ставшего для молодого композитора наставником и другом.
Мирсаид Загидуллович Яруллин родился 12 июля 1938 года в д. Малые Суни Мамадышского района Татарской АССР. Окончил Казанскую консерваторию, аспирантуру при консерватории.
Композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, Каракалпакской АССР и Татарской АССР, директор Дома композиторов республик, Поволжья и Приуралья, в 1977-1989 годах председатель союза композиторов ТАССР, заместитель председателя правления Союза композиторов республики. Учредитель музея родоначальника татарского балета, композитора, автора «Шурале» Фарида Яруллина в селе Малая Сунь Мамадышского района, создатель музыкальных экспозиций в Мамадышской музыкальной школе имени Загидуллы, Фарида и Мирсаида Яруллиных, в Альметьевском музыкальном колледже им. Фарида Яруллина, учредитель стипендии своего имени для талантливых учащихся Мамадышской музыкальной школы - трудно перечислить все грани его яркого разностороннего Дарования.
Загидулла Яруллович Яруллин был пианистом-ансамблистом, композитором. Как пианист и исполнитель на народных инструментах играл на ярмарках, в кинотеатрах, выступал в восточном клубе (Казань) и на концертной эстраде. Загидулла Яруллович является основоположником марша в татарской музыке. Он автор «Марша Тукая».
В 1934 году было принято постановление о создании театра оперы и балета в Казани. Сразу же в Московской консерватории начала работу татарская оперная студия, куда вошли и студенты-композиторы, и среди них — двадцатилетний Фарид Яруллин, будущий автор «Шурале», родоначальник татарского балета. Когда они вернулись на родину, Татарский государственный оперный театр был открыт (1939). Главным балетмейстером стал прошедший московскую стажировку Гай Тагиров, заведующим литературной частью — Муса Джалиль. Каким энтузиазмом, какой гордостью наполняло новых деятелей новой национальной культуры создание этого театра и первых его спектаклей! То, что может выглядеть очередной кампанией, очередным витком сталинской пропаганды, для них было ликованием сбывающихся надежд и залогом становления и возвышения нации.
Еще в Москве Ф. Яруллин начал сочинять балет на темы сказок и стихов Габдуллы Тукая. Шурале, леший татарского фольклора и персонаж ту-каевской поэмы-сказки, и стал центром либретто, сочиненного для Яруллина молодым литератором Ахметом Файзи. Вскоре балет «Шурале» был включен в репертуарный план нового театра — тем более, что декада татарского искусства уже была запланирована: на август 1941 года. Балет «Шурале» был приурочен к этому знаменательному событию.
Как только эти сроки были определены, в Казань прислали ленинградцев: главным балетмейстером декады был назначен Петр Гусев, постановщиком первого национального балета — Леонид Якобсон. Явившись в Казань, Якобсон, темпераментный и непримиримый, прежде всего обрушился на либретто. Обращение к татарской теме давало ему возможность фокинского осмысления экзотической и древней культуры; именно это, а не инсценировка конкретных сказок, было его задачей — Якобсон мыслил категориями более крупными. И он властно перекроил то, что придумано Ахметом Файзи. Отбросив побочные линии, он выделил и заострил главную, драматизировал конфликт, укрупнил образы героев, а заглавного, который у Тукая был существом глуповатым, наделил грозными демоническими чертами.
В театре были разочарованы и огорчены. «Образы, названные Якобсоном Былтыр и Шурале, — писал Муса Джалиль, — не рисуют перед нами тех героев, которые знакомы нам из народных сказок и произведений Тукая. ...Шурале по сказкам и произведениям Тукая представляется нам совершенно иным». Однако столичного специалиста надо было слушаться. И Якобсон, отходя от дорогих сердцу авторов подробностей первоисточника, вел либретто к театральной убедительности и к балетной традиции.
Для Яруллина эти переделки означали новый виток работы: он должен был быстро переработать написанное и дописать немало новых кусков. Сохранились рассказы, как для этого его запирали в номере главной казанской гостиницы «Совет», откуда он сбегал, спускаясь по водосточной трубе!
Наконец, к июню клавир был полностью готов — но то был июнь 1941 года. Дальше судьбы молодых деятелей татарской культуры, занимавшихся постановкой «Шурале», будут связаны уже не с балетом. Композитор Фарид Яруллин погиб на фронте в октябре 1943 года. Завлит Муса Джалиль в 1944 году был казнен в берлинской тюрьме. Что же касается балета, то он все-таки был подготовлен к постановке и показан в Казани 12 марта 1945 года. Яруллиновский клавир был оркестрован московским композитором Ф. Витачеком, а танцы поставил Л. Жуков, тоже москвич, вместе с Г. Тагировым.
Однако у «Шурале» была другая, более широкая судьба, и связана она уже не с казанским театром, а с именем Л. Якобсона.
Возможность завершить начатую работу Якобсон получил в 1950 году, когда «Шурале» решено было поставить в Ленинграде. Для театра имени Кирова (нынешний Мариинский) создается новая редакция балета: либретто окончательно переделано, а клавир заново оркестрован (В. Власовым и В. Фере). Музыка теперь довольно далеко уходит от авторского замысла, зато к замыслу хореографа гораздо ближе: бытовая обыденность уступает место героико-романти-ческому началу, татарский фольклор предстает обобщенным и поэтизированным. В результате в ленинградской постановке балет взамен трогательной народной простоты обрел монументальность, а взамен местного значения — столичный масштаб и масштаб художественный. И новое название - «Али-Батыр», по русифицированному имени героя (по-татарски оно звучит как «Былтыр»); так было и с другими балетами московских декад: неудобопроизносимый «Мзечабуки», поставленный в Ленинграде, стал «Сердцем гор», «Счастье» превратилось в «Гаянэ». Однако татарскому балету прежнее название вскоре вернули: на этом настояли Файзи и вдова Яруллина.
Самым поэтичным персонажем балета «Шурале» Ф Яруллина является Сюимбике. Баллада о Сюимбике раскрывает хрупкий, светлый образ героини. Она девушка-птица. В балете Былтыр спасает не только себя, но и Сюимбике. В балете три действия.
Мирсаид Загидуллович Яруллин был зачинателем в жанре оратория. Оратория «Человек» М. Яруллина на стихи Р. Хариса явилась успешным опытом работы в этом жанре. В различных частях оратории раскрываются наиболее важные вехи в истории человечества: 1-я часть — «Земля и человек», 2-я часть - «Прометей», 3-я часть — «Ленин. Революция», 6-я часть — «Война. Муса». Эти драматические, напряженно звучащие части оттеняются энергичной музыкой 4-й части, отражающей созидательный труд людей и лирической колыбельной (5-я ч.). Завершается оратория «Славой человеку».
Мирсаид Загидуллович любил сочинять для детей. Он написал «Детскую сюиту» для симфонического оркестра, песни. Им написано предисловие к сборнику песен для детей «Кояшлы жыр» на стихи Ра-зиля Валеева (2007 г.). В сборник вошли и песни на музыку самого композитора. Этот сборник песен сразу завоевал симпатии детской аудитории. Мирсаид Яруллин сочинил музыку и для драматического театра, известна его музыка к пьесе И. Юзеева «Горящий цветок». Программная музыка — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений. Мирсаид Яруллин сочинил программную музыку: для солистов, хора и оркестра -- оратория «Человек» (ел. Р. М. Хариса, 1970), кантата «Нефтяники» (ел. Хариса, 1981), вокально-симфоническая поэма «Соловей и
Родник» (по одноименной поэме М. Джалиля, 1964). Фа-рид Яруллин в своем творчестве обращался к разным музыкальным жанрам. В годы учебы в Москве (1934-1939 гг.) сочиняет камерную музыку: песни, романсы и инструментальные миниатюры: скрипичные пьесы «"Утреняя пьеса», «Плясовая», а также крупные произведения: сонату для виолончели и фортепьяно, струнный квартет. Существенное влияние на развитие камерно-вокального творчества татарских композиторов оказали мероприятия к 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина. В 1937 году татарские композиторы, обучавшиеся в Московской консерватории, откликнулись на это событие созданием целого ряда романсов на пушкинские стихи, переведенные на татарский язык поэтами А. Ерикеевым и А. Файзи. Фа-рид Яруллин создал романсы «Цыгане» и «Не пой, красавица, при мне», романс «Почему» на стихи X. Такташа. Сохранилось 15 песен Фарида Яруллина, среди них «Комсомолка-партизанка», «Годы 20-е», «Летчик», «Марш Тельмана», «На смертный бой» и др.
Загидулла Яруллин вел активную педагогическую деятельность. Он стал первым учителем своих сыновей. Его учеником является Салих Сайдашев. Лучшим другом 3. Яруллина был Г. Тукай. Под впечатлением безвременной кончины великого поэта 3. Яруллин в 1912 году создал одно из самых популярных, часто звучащих и сегодня произведений татарской музыки — «Марш памяти Тукая».
Композиторы Яруллины были признаны народом и правительством. Фариду Яруллину была присуждена Государственная премия ТАССР им. Тукая в 1958 году (посмертно). Мирсаид Яруллин — лауреат премии Ленинского комсомола Тат. АССР (1972), лауреат премии им. М. Джалиля, ему присвоены звания: заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель Каракалпакской АССР и заслуженный деятель ТАССР.
Имена народного музыканта Загидуллы Яруллина; композитора-фронтовика, отдавшего жизнь за Родину заслуженного деятеля искусств РТ, лауреата Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая (посмертно) Фарида Яруллина, заслуженного деятеля искусств РСФСР и ТАССР, лауреата премии им. М. Джалиля Мирсаида Яруллина достойно вписаны в музыкальную летопись нашей страны. В Национальном музее Республики Татарстан хранятся уникальные экспонаты, связанные с жизнью и творчеством замечательной семьи Ярулиных. Именем композиторов Яруллиных названа Мамадышская школа искусств, имя Ф. Яруллина носит Альметьевский музыкальный колледж. В Белоруссии находится мемориальная доска в честь павшего воина Фарида Яруллина. В 1969 году Ф. Ахметовым написана «Поэма памяти Фарида Яруллина». Открыты музеи Яруллиных в Мамадышской школе искусств и в деревне Малые Суни.
Бесспорно влияние музыки Ф.Яруллина и на балетное творчество других татарских композиторов. Это проявилось в выборе сюжетов, в основном из произведений Тукая («Заколдованный мальчик» З.Хабибуллина, «Водяная» А.Бакирова, «Кисекбаш» Р.Губайдуллина), в преобладании сказочной тематики, апелляции к некоторым музыкальным особенностям яруллинского балета. Его музыка по-прежнему чарует не только простых слушателей, но и профессионалов, вдохновляя их на создание концертных обработок, фантазий. Для татарской музыки конца 30-х годов явление «Шурале» было подлинным открытием. Родился новый жанр, возникли новые образы. Произошло становление новой яркой творческой индивидуальности, нового стилевого направления. Новаторство Ф. Яруллина оказалось не только в том, что уже на раннем этапе развития национальной профессиональной музыки он сумел значительно раздвинуть ее стилевые границы, но и в том что, опираясь на традиции, он вместе с тем ориентируется на самые передовые тенденции в современной музыке. Все это определило выход национальной культуры, представленной этим сочинением, на всесоюзный уровень. Велика роль в развитии татарской национальной музыки творчества Мирсаида Яруллина. Он как композитор развил плодотворную деятельность в сфере инструментальной музыки, одним из первых обратился к жанру оратория. Огромную роль в подготовке профессиональных кадров в области музыки сыграл Загидулла Яруллин. Он стоял у истоков формирования музыкального гения Салиха Сайдашева, с которым он дружил почти полвека. Одним из первых обратился к жанру марша, сделал обработки многих татарских народных песен.

Последнее обновление: 7 ноября 2013 г., 10:58

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International