Н. Жиганов. Рождение оперы

Источник: Жиганов Н. Статьи. Воспоминания. Документы.- Т.1

Однажды осенью 1936 года (в то время я был студентом четвертого курса композиторского факультета Московской консерватории) Генрих Ильич [Литинский] сказал мне, что на следующий день состоится общее собрание учащихся Татарской оперной студии (студия была открыта при Московской консерватории в 1934 году), и он просит меня быть на этом важном — так он выразился — собрании. Я удивился и сказал: "Но ведь я студент консерватории, а не студиец". Тем не менее Генрих Ильич настойчиво подчеркнул, что мне необходимо быть.

Собрание проводил нарком просвещения Татарии. Он говорил, что республика не жалеет средств на обучение студийцев, напомнил, что до выпуска осталось менее двух лет, и обратил особое внимание на имеющееся решение об открытии в Казани, впервые в истории татарского народа, театра оперы и балета. Отметив успехи студийцев в освоении классического оперного репертуара, нарком спросил: "А где же татарская опера, которой можно будет открыть театр?"
Было ясно, что этот вопрос обращен к присутствовавшим композиторам — в те годы в студии обучались С. Сайдашев, М. Музафаров, Дж. Файзи, 3. Хабибуллин, М. Латыпов.
Все молчали. Тогда слово взял Генрих Ильич.
— Татарская опера будет, — сказал он, — ее напишет Назиб Жиганов, а либретто — Ахмед Файзи.
И попросил меня шепотом: "Скажи, что напишешь".
— Значит, опера будет? — переспросил нарком. Я, охваченный страхом и волнением, тихо ответил:
— Да, опера будет...

По предложению Генриха Ильича было решено сюжетно-драматическую канву создать на материале, связанном с участием угнетенных народов Поволжья в крестьянской войне Пугачева.

Cтатья опубликована в журнале “Советская музыка» (1986. №6. С.67- 68).



Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International