Исхакова-Вамба Р.А. Он сумел выразить в музыке дух своего времени

Источник: Научный Татарстан.-2000.- №4.- С. 40-43.

Салих Замалетдинович Сайдашев родился 3 декабря 1900 г. в Казани в семье городских ремесленников, в недавнем прошлом выходцев из крестьян средней руки Высокогорского района Татарстана. Окончил медресе и начальную русско-татарскую школу, в 1914—1917 годах учился в Казанском музыкальном училище по классу фортепиано. Благотворное влияние на становление личности композитора оказала атмосфера семьи его родственника Ш.Ахмерова, где он воспитывался, будучи сиротой. Ш.Ахмеров, книгоиздатель и педагог по роду своей деятельности, общался с видными деятелями татарской культуры - Ф.А.Амирханом, Г.Ибрагимовым, Г.Кариевым и другими.

Неизгладимое впечатление оставило на подростке Салихе знакомство и общение с великим Г.Тукаем в последний год его жизни. Годы революции формируют С.Сайдашева прежде всего как организатора музыкального дела в Буинске, Оренбурге, куда он попал в качестве добровольца Первой Армии Туркестанского фронта в 1919 г. В армии Сайдашев выполнял различные обязанности музыканта - от корнетиста и капельмейстера оркестра до руководителя музыкальной части драматической труппы и концертмейстера. Демобилизовавшись по болезни, Сайдашев в 1921 г. становится заведующим Восточной музыкальной школой в Оренбурге, где создает первые свои сочинения, продолжая углублять и свое музыкальное образование. С 1922 года С.Сайдашев по приглашению Наркомпроса ТАССР становится заведующим музыкальной частью и дирижером оркестра Татарского драматического театра "Красный Октябрь” в Казани. Наиболее интенсивными для его творчества явились 1922-1932 годы, когда он сделал музыкальное оформление многих спектаклей в Татарском театре. Среди них драмы и комедии К.Тинчурина ("Казанское полотенце", "Угасшие звезды", "Голубая шаль", "На реке Кандр"'), поэта Ф.Бурна-ша ("Старик Камали", "Тагир и Зухра", "Молодые сердца", "Хусаин Мирза"), М.Файзи ("Вдоль берегов реки Урал", "Талиябану", "Возлюбленная"), Т.Гиззата ("Мониста.",. "Наемщик"), А.Кутуя ("Свояченица", "Нянькеджан", "Девушки в калфаках", "Сизый голубь"), Г.Минского ("Шлем") и др. Сайдашев в содружестве с драматургами К.Тинчуриным, Т.Гиззатом и другими авторами явился создателем нового для татарской музыки жанра - музыкальной драмы, первой из которых стала мелодрама К.Тинчурина "Голубая шаль" (1926). Сайдашев сумел татарские народные мелодии связать с формами европейской музыки, создав развитые вокальные арии, песни и хоры, а также инструментальную музыку в виде увертюр к спектаклям ("Галиябану", "Угасшие звезды") и симфонические сюиты из танцев ("Восточный балет" из драмы "Тагир и Зухра"). Богатый мелодический дар и дар импровизатора снискали Сайдашеву большую популярность. С 1934 года он вместе с группой татарских музыкантов обучался в Татарской оперной студии Московской консерватории. По возвращении в 1938 году в Казань продолжает творческую деятельность и создает музыку к драматическим спектаклям Т.Гиззата ("Бишбуляк". "Священное поручение", "Заря"). Х.Фатхуллина ("Очи"), Г.Насретдинова ("Дорогие минуты"), Г.Камала ("Милая Хафиза" совместно с композитором М.Юдиным) и др., работает над второй редакцией драмы "Наемщик".

Последние полтора десятилетия жизни композитора были омрачены незаконными репрессиями ряда его друзей, в том числе и К.Тинчурина. Упразднение в 1948 г. в театре музыкальной части и оркестра также не способствовало творчеству композитора. Одним из последних сочинений Сайдашева явился балет "Гюльнара", созданный по восточным мотивам. Лебединой песнью стало произведение С.Сайдашева "Песни мои" на слова М.Джалиля из "Моабитских тетрадей", где композитор вторит поэту в том, что и его жизнь была полностью отдана народу.

С.Сайдашев в своем творчестве проделал работу, адекватную деятельности многих поколений композиторов, если сравнить с другими культурами. Он с полным основанием может быть назван основоположником татарской профессиональной музыки.

ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ – НАРОДНОСТЬ

Как уже отмечалось, особенно ярко творческий взлет С.Сайдашева проявился в период его работы в Татарском драмтеатре. Этот театр, выросший на пьесах Г.Камала, М.Горького и других авторов, был полон интересных замыслов и планов. Испытывая репертуарный голод, его деятели зачастую сами становились и драматургами, и режиссерами, и актерами, и театральными критиками. С.Сайдашев также в одном лице осуществлял деятельность и композитора, и дирижера, и заведующего музыкальной частью театра. Сочетание в одном лице многих обязанностей было вызвано временем становления еще относительно молодого музыкального театра. Театр, являясь глашатаем новых идей, становится в центре культурной жизни Казани и республики.

Поиски новых сюжетов, образов коснулись и композитора Сайдашева. Весьма плодотворным для него оказалось сотрудничество с К.Тинчуриным и его последователем Т.Гиззатом. Поэтому мы и остановимся на театральной музыке Сайдашева, написанной для пьес этих авторов. Это - "Голубая шаль", "На реке Кандр" К.Тинчурина и "Наемщик" ТТиззата.

Следует заметить, что эти постановки с музыкой Сайдашева не были случайностью. Произведения К.Тинчурина, как известно, отличали художественность вымысла и образов, данных сквозь призму сатиры и юмора. Все это выражалось колоритным языком, богатыми народными пословицами и поговорками. Более того, сам сюжет, например, мелодрамы "Голубая шаль", впитал в себя татарские народные обычаи, традиции и элементы народного творчества: байты, исторические песни о беглых, сабантуй, свадебные обряды, то есть он был "этнографическим", как тогда было принято говорить. Так на фоне татарской действительности возникали такие типы, как Ишан, беглые, рабочий Булат, бывший крестьянин. Художественность пьесы не могла не обусловить и ее художественное музыкальное оформление. Известно, что, начиная с этой мелодрамы, Сайдашев перешел в театре, одновременно с использованием народных мелодий, к сочинению и своей оригинальной музыки.

Нужно заметить, что разные социальные типы, выведенные в драме, повлекли Сайдашева к использованию для их обрисовки разных пластов татарского песенного творчества: лирических песен для образов Булата и Майсары (например, песни "Голубая шаль", которая становится как бы лейтмотивом, по оперной терминологии), народных песен "Һаваларда йолдыз" ("Звезды на небе"), "Салкын чишме" ("Холодный родник"), "Шахта", "Сабантуй", то есть дается панорама народной жизни в музыке. Ей противостоит убогий мир представителей духовенства - Ишана и его семьи, сопровождаемый унылым книжным напевом "Мухаммадия". Характеризуя основные действующие лица драмы - Булата и Майсару, композитор впервые прибегает к оригинальной музыке. При этом в центре его внимания -страдающая Майсара.

Представленная через причитания при приготовлении ее к нежеланной свадьбе ("Песня Майсары"), и взволнованный от встречи с родным аулом и возлюбленной шахтер Булат (песня "Друзья мои"). Колоритная картина в лесу, которая заканчивается при всех различиях взглядов и повадок беглых их единением в одном - ненависти к власть имущим, желанием встать над законом. В мелодраме, таким образом, мы видим умелое распределение музыкального материала (как народного, так и оригинального) в раскрытии панорамы народной жизни и показа ее типов. Переплетение в одной пьесе как бы разностильного материала очень органично, так как и оригинальная музыка Сайдашева интонационно близка к народной.

Оценивая мелодраму "Голубая шаль", нельзя говорить о ней однозначно. Это и первое удачное создание композитором своей оригинальной музыки, и некоторое обобщение предыдущего творческого опыта в характеристике людей духовного звания, идущее от пьесы К.Тинчурина "'Угасшие звезды", и предвосхищение будущих его произведений, что проявилось в пьесах обобщающего характера: хор беглых в "Голубой шали" адекватен по своему кодовому значению песне монтеров '"Огни, что мы зажгли" в пьесе К.Тинчурина "На реке Кандр".

Таким образом, при создании музыки к пьесе "Голубая шаль" у Сайдашева сформировались основные творческие принципы. Мелодрама "Голубая шаль" была в некоторой мере и итоговой, и предвестницей его будущих музыкальных драм, что дает право назвать ее рубежной. Известно также, что с мелодрамы "Голубая шаль" Тинчурина - Сайдашева рождается и новый жанр в профессиональной татарской музыке - музыкальная драма, которая открывает двери в оперу.

В музыкальном оформлении следующих пьес - "Наемщик" Т.Гиззата и "На реке Кандр" К.Тинчурина Сайдашев уже целиком использует оригинальную музыку, в процессе создания которой у него вырабатывается вполне осознанное им художественное кредо. Оно было высказано композитором в интервью газете "Красная Татария" в 1940 году в связи с переделкой музыкальной драмы "Наемщик" в оперу: "Мне хочется создать такое музыкальное произведение, - скажет он, - в котором лучшие традиции русского и западноевропейского классического оперного творчества сочетались бы с своеобразием татарского музыкального языка... Вместе с тем хочется особенностями построения музыкальной фразы подчеркнуть не только типичные черты каждого действующего лица, но и классовую сущность". Первостепенным композитор считает сохранение национального своеобразия и колорита оперы, далее он уделяет внимание- созданию в опере типов, обусловленных их '"классовой сущностью".

Первый постулат о национальном своеобразии музыки был итогом, по-видимому, не только опыта композитора с использованием в нужной ситуации народных песен в ранних оформлениях им пьес, таких как "Башмачки" Х.Ибрагимова, "Казанское полотенце" К.Тинчурина, "Угасшие звезды" и т.д., но и его художественным убеждением, ибо, по словам Б.Асафьева, "народная музыка - величавый, глубинный, творчески неиссякаемый источник познания национального характера". Это убеждение было выработано еще в отроческие годы в процессе личных контактов с выдающимися представителями татарской интеллигенции, среди которых особая роль принадлежала Г.Тукаю. Авторитет и обаяние Тукая, самозабвенно любившего татарские народные песни, любовное отношение к ним и первого учителя по музыке подростка Салиха Загидуллы Яруллина, и неизбывная красота самих этих песен оставили в душе будущего композитора неизгладимый след на всю жизнь. Поэтому, несмотря на резкую критику его творческой деятельности в период рапмовских установок, в частности со стороны композитора Л.Хамиди, по собственному признанию Сайдашева, в силу убежденности в правильности своих принципов его трудно было увести на другой путь. Он остался верен своему кредо, проявив, как показало будущее, особую прозорливость в вопросе о национальной форме, который имел долгую историю в татарской культуре. В сущности, Сайдашев претворил в жизнь через музыку художественные принципы Г.Тукая, что было подмечено и современниками Сайдашева. Вспомним крылатые слова А.Кутуя: "Сайдашев -это Тукай в музыке".

Что касается второго постулата о типах и их классовой сущности, то здесь Сайдашев. находясь в атмосфере театральных 5} лен с поиском типического в образах, шел в том же русле. Изображение типов музыкальными средствами было связано у него с подбором адекватного народного материала в ранних пьесах и драмах. Создание образа в сайдашевской музыке было связано как с раскрытием его психологического состояния (Булат из 1-го акта "Голубой шали", Фарида из пьесы "На реке Кандр"), так и с обобщенной характеристикой типических черт образа (Батыржан из "Наемщика", Гуляндам из пьесы "На реке Кандр"), с выражением ведущих идей современности через типичные для них интонации ("Огни, что мы зажгли" из пьесы "На реке Кандр"). Относительно "классовой сущности" образа можно сказать, что это была дань соцреализму, постепенно входящему в художественный быт 30-х годов и так пышно расцветшему потом в условиях советской действительности.

Мы видим, таким образом, что Сайдашев в своем творчестве всегда придерживался критерия народности. Этот критерий был воплощен в народно-реалистических образах, созданных талантливыми и очень плодовитыми драматургами К.Тинчуриным и Т.Гиззатом. А что касается формы выражения, то в качестве музыкальных средств для создания образов Сайдашев использовал как народные песни, так и свою оригинальную музыку.

Все это и обусловило народность в полном смысле этого слова музыкальных образов, созданных великим композитором, и доступность их широким слоям общества. Этим и только этим можно объяснить неувядаемость и долгую жизнь музыки Салиха Сайдашева и музыкальных образов, им созданных. Как чуткий композитор, он сумел выразить в полной мере дух своего времени. И в этом - бессмертие его музыки.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International