Гайнутдинов М.В. Творчество Хасана Туфана

Источник: Гайнутдинов М.В. Творчество Хасана Туфана: специальность 10.642 «Литература народов СССР (татарская литература) : автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. филол. наук.- Казань, Изд-во КГУ, 1972.- 21 с. - Отрывок

…Дальнейшее развитие творчества поэта до конца 1956 года проходит вне поля зрения читателя. Творчество поэта этого и последующих этапов анализируется в третьей главе диссертации. Несмотря на чрезвычайно тяжелые условия, X. Туфан и в эти годы не прекращает творческую работу. В произведениях этих лет воплотились принципы поэтики, выработанные им в 30-х годах. Основной линией в его поэзии является, определившееся к концу 30-х годов, стремление находить в фактах повседневной жизни героику и приметы острой борьбы. X. Туфан старается в поэтической форме вскрыть в фактах жизни их философский смысл. Он добивается органического синтеза элементов техники, приобретенных им в 20-х годах с новыми нормами, которые выработались им в 30-е годы. Так, в одних и тех же произведениях он совмещает пластическое изображение образа (как в 20-х годах) с традиционной для татарского стиха эмоциональной насыщенностью поэтической речи. Этой эмоциональности X. Туфан добивается не экспрессией слов, а глубиной выражаемых чувств, простотой изображения, основанной на жизненной достоверности поэтического рисунка. Из-за строк произведений поэта предстает надолго запоминающийся лирический герой — человек социалистического общества, наш современник, которому присущи все гаммы чувств и переживаний. Герой X. Туфана — активный человек, всегда находящийся в гуще жизни, — в борьбе, в радости и страданиях, любви и глубоких размышлениях. Ему знакомы и горечь поражений, и боль глубоких ран, и ощущение невыносимой тяжести испытаний. Он никогда не впадает в отчаяние, в пессимизм, — не ставит себя, свою судьбу мерилом смысла бытия. В его сознании всегда, при любых обстоятельствах, горит вечным огнем неутомимая жажда жизни, вера в безграничное могущество бытия, в торжество нравственной чистоты, справедливости, правды.

Первым из таких произведений было «Откуда приходит ветер...» (1940). Оно насыщено чувством удовлетворенности от преодоления творческих неудач. Не только свалившееся огромное несчастье, но даже смерть кажется поэту незначительным перед радостью этого достижения, ибо его творчество теперь, как и творчества Г. Тукая, X. Такташа, получает право на бессмертие... Но суровая действительность очень скоро дала о себе знать. Организм ослаб. Туфан серьезно заболел. Тревога охватила все существо поэта. Свои раздумья о жизни, о задачах на остаток дней поэт излагает в стихотворениях «Только вперед» (1941), «В минуты болезни», «Жизнь» (1942). Поэт признает себя солдатом жизни, дает поэтическую клятву и весь остаток жизни провести «не в обозе, не зря, не обузой, а в строю атакующих рот...». X. Туфан остался верным этой своей клятве. Оправившись, он создает высокохудожественные произведения о Великой Отечественной войне, которые, как и «Моабитские тетради» М. Джалиля и лучшие произведения Ф. Карима, выполнены на уровне классики военной лирики татарской советской поэзии. В этих произведениях X. Туфан поэтически воссоздает картину полной драматизма суровой жизни детей и женщин в тылу, («И березы пожелтели», «Когда на дворе рассветает» и др.), и полные героизма трудные, фронтовые будни советских солдат («Азиат», «Прощай», «Как старого мира пожар» и др.).

В послевоенные годы тематический диапазон творчества X. Туфана еще более расширяется. Особенно плодотворным для поэта был 1947 год, когда им были созданы высокоидейные произведения о послевоенной мирной жизни народа, о войне и защите мира, о преобразовании природы и др. Венцом творчества этого периода является лирико-философская поэма «Солнечное». В ней поднимается проблема о прекрасном в жизни и о сути счастья человека. X. Туфан поэтическими средствами утверждает, что неисчерпаемым арсеналом прекрасного в мире является сама жизнь и вечно живая природа, одухотворенные движением, изменениями. Источником, счастья человека утверждается целеустремленная борьба за революционный прогресс общества. Человек, по Туфану, это борец за правду, борец чистого, светлого начала на Земле:

Мне твой черный день, история, не нужен,
Ты его оставь себе самой.
Человек приходит — с правдой дружен
Не чернить, а вымыть лик земной.

В поэме нашли органическое воплощение реализм, оптимистическое мироощущение, философская глубина поэтической мысли X. Туфана. В ней находит отражение идеал народа о мирной жизни, о беспрерывном обновлении и прогрессе.

Среди произведений X. Туфана, написанных в 1951 —1955 годы есть также сюжеты, которые полны драматизма («Плывут облака», (1951), «Лебедь» (1953) и др. Но поэт обладает острым чувством меры. Передачей эмоционально насыщенного сюжета сурово сдержанным тоном эти произведения оставляют у читателя неизгладимое впечатление.

В 1956 году X. Туфан вернулся в Казань и буквально с первого дня включился в активную творческую работу. Поэту не требовалось времени для «перестройки», чтобы вглядеться в изменения, произошедшие за 16 лет его отсутствия. Этот мотив нашел отражение и в его творчестве. В стихотворении «Не уходил...» (1959) поэт говорит, что он никогда не отрывался от жизни народа. Оценивая пройденный путь, поэт в другом стихотворении, обращаясь к Родине, говорит: «Пускай мой труд порою был тяжел, но он ведь нужен был тебе, родная». X. Туфан становится одним из самых активных поэтов современной татарской поэзии. Он создает произведения об обновленной жизни своего народа, насыщенные светлым чувством радости, счастья. («Светоч», «Не узнаю», «Защитите, яблони, меня», 1956)., пишет о своих современниках — активных тружениках земли, («Ландыш». «Чем дальше, тем годы теплей», 1956). В этих произведениях X. Туфан добился новых идейно-художественных высот. Продолжительная жизнь вдали от родных мест обострила внимание поэта на все новое в жизни народа. Свое видение нового он сумел воплотить в яркую поэтическую форму. Такие произведения поэта прозвучали поэтическим итогом достижений народа к 40-летию Октября (1957).

Одновременно X. Туфан активно вторгается и в «тему дня». Он пишет стихи на злободневные вопросы, разит сатирой теневые стороны жизни. Он принимает активное участие в популяризации решений партии и правительства.

Во имя прогресса, во имя торжества справедливости, во имя счастья людей, он старается взвалить на себя наиболее тяжелую ношу в современной татарской поэзии и несет ее, не скидывая, несет с радостью по самым извилистым дорогам жизни, через все препятствия и трудности.

Еще далеко до грядущих полей,
Длинны еще наши дороги,
И все же — чем дальше, тем годы теплей,
И счастье стоит на пороге!...
...Пусть горы встают и грозится обрыв,
Айда напрямик, как ступали,
Путем, где, в грядущее нас проводив,
Друзья наши замертво пали!
(«Чем дальше, тем годы теплей», 1956).

Эти и другие строки в стихотворениях X. Туфана раскрывают идеологическую подоснову, побудительные мотивы, источник завидной творческой активности поэта. Он чувствует себя носителем эстафеты Октября, борцом за будущее («грядущее») человечества — за коммунизм. Такими же представляются поэту и его современники — советские люди, («Талантлив ты, человек», в переводе «Дом», 1959, «Ибят из династии хлеборобов», 1960; «Ветеран», 1962 и др.).

Мастер философской лирики X. Туфан остро чувствует общественную атмосферу, зарождение новых тенденций в глубинах народной жизни. Яркий пример; в 1955—1960 годы, когда мотивы, связанные с культом личности были самыми модными в литературе, X. Туфан не создал на эту тему сколько-нибудь значительного произведения. А в обстановке, приведшей к Октябрьскому (1964), Пленуму ЦК КПСС, поэт выступает с такими актуальными произведениями, как «Девятый вал», «Бывало, писали мы письма» (1962), «Другу, который не вернулся» (1963), «Есть такие, есть еще» (1964). Эти стихи остались заметным явлением татарской литературы тех лет (1962—1964).

Можно отметить одно своеобразие творческой манеры X. Туфана: его развитие как бы подвержено закону цикличности. Это наблюдается на всем протяжении творческого пути поэта. Произведения каждого цикла распадаются, приблизительно, на такие тематические стадии: 1) Первые наметки темы; 2) лирические раздумья о необходимости поэтическою воплощения этой темы и о возможностях решения задачи; 3) воплощение данной темы в общем плане, 4) воплощение темы в ее художественной конкретности — поэтически наиболее полное решение задачи; 5) «затухание» темы. Конечно, в каждом отдельном случае имеются те или иные отклонения от общей схемы. Так, например, поэтическое воплощение темы революционного эпоса—пути татарского народа к социализму (1925—1927), и тема обновления жизни народа (1956—1957) в основном, состоят из произведений, относящихся непосредственно к 4-й стадии. И, наоборот, в циклах, намеченных в стихотворении «Индустриальная лихорадка» (1928) и поэме «Аккорды» (1930—: 1935) отсутствует стадия полного художественно-конкретного воплощения. А в циклах, приведших к появлению таких произведений, как: «О чем поведали капли...»—«Девушки стирают белье» (1957—1959) и «Девятый вал» и др. (1961 — 1984 гг.) представлены все стадии развития. Учет этой творческой манеры поэта оказал исследователю существенную помощь в установлении основного идейно-тематического смысла отдельных его произведений.

Во второй половине 60-х годов, как и в 20-х годах, заметно повышается интерес X. Туфана к поэтическому отображению исторического прошлого («В Астраханском кремле», 1966, «Увели далеко молодость мою», 1967, «Наверно все еще в памяти», 1967, «Хоть и обагрил руки кровью», 1968, и др.).

В дни, когда империализм создает угрозу будущности, всего человечества,- ни один серьезный мыслитель не может пройти мимо этого факта. Разоблачение происков империализма в творчестве Туфана является одной из активно разрабатываемых тем. Размышления поэта на эти темы поднимаются до больших философских обобщений. Так, в стихотворении «Черный лев» (1970) борьбу африканских народов поэт показывает звеном в истории всемирно-освободительного движения, воспевает солидарность с революционными борцами, выражает твердую веру в неизбежность победы поборников справедливости, свободы, прогресса. В стихотворении «В бурю» (1970) X. Туфан констатирует, что современный мир чреват катаклизмами и отсюда делает вывод: появятся в жизни борцы, титаны мысли и духа, ибо не в тишине, а в огненном вихре борьбы рождаются герои. Поэт имеет несокрушимую веру в безграничные возможности героического начала в человеке, которому любые испытания, любые «катаклизмы» истории по плечу, только человек ни в коем случае, особенно в современном мире, не должен быть пассивным, инертным, безразличным к новым позывным сигналам жизни.

Судьба ли, жизнь — или как там звать тебя,
Что ни принудишь человека вынести,
В огне сжигая, в омуте топя,
Его с орбиты разве сможешь вывести?
Вчера не удавалось и сейчас
Не удается, не удастся в будущем, —
Хоть лопни, не удастся сделать нас
Людьми, что с толку сбиты горем будничным!
(«Куда ты, Большая Медведица!», 1967).

И в настоящее время X. Туфан в новых поисках, в творческом горении. Его усилия направлены на создание образа современника, человека, живущего напряженной активной жизнью. В решении этой трудной задачи поэт, в одних случаях, обращается к традициям татарской литературы, — для освещения темы прибегает к сюжетным материалам из другой исторической эпохи. Например, в стихотворениях «Хотя и обагрил руки кровью» (1968), «Могикан» (1969) на примерах из жизни Г. Тукая и Ф. Амирхана показывается, как проявив энергию и величие духа, эти татарские писатели победили с противление темных сил истории.
В современной лирике поэта творчески применяются и другие приемы поэтическою выражения мысли, характерные для татарской литературы. Такие стихотворения, как «Пo следам твоей жизни» (1959), «Мостай» (1969), показывают, что поэт открывает все новые и новые возможности жанра «мадхия» и стихотворных посланий. Но основной, главной поэтической формой в творчестве X. Туфана остается лирическое размышление о современности («И за них», 1969 «Кто сильней», 1970; «Не уйдем», 1970 и др.). Поэт ничто не приукрашивает, не выдумывает, называет конкретные факты жизни и делится с читателем своими мыслями по этому поводу, исповедуется ему. Эти взволнованные лирические излияния X. Туфана звучат правдиво, искренне, в полном эстетическом накале, и поэтому находят живой отклик в сердцах читателей.

X. Туфан человек такой судьбы и такого склада характера, какими были Г.Тукай, X. Такташ. Он не ищет в творчестве легких путей. Поэт внимательно прислушивается к новым прогрессивным веяниям жизни. Его лирика звучит откликом на такие зовы жизни.

Кроме творческой, X. Туфан выполняет большую общественную работу. Он член правления Союза писателей Татарии. Он часто выезжает в районы на встречи с читателями. Молодые таланты тянутся к нему за советом, за помощью, за благословением. Х .Туфан отзывчив, справедлив и одновременно строг. Он требует, чтобы идущие в литературу до конца поняли высокое общественное и. эстетическое назначение поэзии, искусства.

Общественность республики высоко оценила вклад X. Туфана в татарскую литературу, присудив ему Республиканскую премию имени Габдуллы Тукая. Советское правительство в день семидесятилетия наградило Х. Туфана орденом Трудового Красного Знамени.

В заключении диссертации высказываются некоторые соображения о месте поэта в истории татарской литературы. Как в одном из крупных явлений литературы, в творчестве X. Туфана. нашли решение некоторые наиболее общие проблемы, реализация которых является делом многих веков. Та кой проблемой является, например, торжество реализма, в татарском эпосе. Созданный X. Туфаном революционный эпос явился органическим синтезом достижений эпоса в творчестве Г.Ибрагимова (реализм) и X. Такташа (послереволюционная действительность).

Лирика X. Туфана оттолкнулась от высшей точки лирики тех лет — реалистических достижений в поэзии X. Такташа и на протяжении четырех десятилетий обогащает татарскую реалистическую лирику все новыми и новыми достижениями. В творчестве X. Туфана татарская реалистическая лирика сделала важный шаг в направлении еще большего углубления поэтических исканий. X. Туфана можно назвать тружеником литературы тукаевского, такташевского типа, тукаевского, такташевского масштаба — носителем тукаевской эстафеты в татарской. Литературе наших дней.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International