Х. Туфан в сети Интернет

Произведения Х. Туфана

Сайт «Татарская электронная библиотека» - http://kitap.net.ru/tyfan.php

Урал эскизлары. Шигырьләр - http://kitap.net.ru/tufan.php

Шигырьләр 1926-1928 - http://kitap.net.ru/tufan2.php

Шигырьләр 1933-1951 - http://kitap.net.ru/tufan3.php

Шигырьләр. Туган тел - http://kitap.net.ru/tufan4.php

Стихи - http://kitap.net.ru/tufan5.php

Календарь знаменательных дат: Хасан Туфан

Хасан Туфан, приверженный правде - http://kitap.net.ru/tufan7.php

Отдельные стихи Х. Туфана - http://tatars.narod.ru/small_g_t/new_g_t_small/hasan_tufan.htm;

http://kitap.net.ru/tufan5.php

- Не я
- Пройди, склонив голову
- Не будь половинчатым
- Спутники

О Х. Туфане

Сайт «Большая советская энциклопедия» - http://bse.chemport.ru/tufan_hasan_fahrievich.shtml

Туфан Хасан Фахриевич [р. 27.11(10.12).1900], татарский советский поэт. Родился в деревне Кармат, ныне Аксубаевского района Татарской АССР. Один из зачинателей татарской советской поэзии. В 1924-25 учился на восточном отделении Казанского педагогического института. Печатается с 1924. Поэмы Т. "Начало начал", "Между двумя эпохами", "Бибиевы" (все - 1927) положили начало рабочей теме в татарской поэзии. В 30-е гг. Т. переходит от тонического стиха к классическому татарскому метру, к народным ритмам. В 40-х и начале 50-х гг. написаны жизнеутверждающие стихи "Каракумы", "Солнечный" (оба - 1947), "Плывут облака" (1951) и др. Позднее Т. обращается преимущественно к философской лирике (стихотворения "О жизнь!", 1963; "Куда ты, Большая Медведица?", 1965; "Ты ровесница вечности", 1966). Республиканская премия им. Г. Тукая (1965). Произведения Т. переводились на языки народов СССР. Награжден 2 орденами, а также медалями.Лит.: История татарской советской литературы, М., 1965; Мустафин Р., Литературные портреты, Каз., 1966.

Официальный сервер «Республика Татарстан»
Кто есть кто
-http://www.tatar.ru/?DNSID=76751af4fee8e2b2d0c0623e6b8f5e8b&node_id=1175&id=2224

Туфан Хасан Фахриевич (род. 09.12.1900) (1900-1981). Поэт

Хасан Туфан - выдающийся татарский поэт, творчество которого является истинно народным и пользуется огромной любовью.
Хасан Фахриевич Туфан родился 9 декабря 1900 г. в деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина. Читать и писать научился у отца, а когда открылась школа в деревне, учился в школе.
Весной 1914 г. братья взяли Туфана с собой на Урал, где он работал старателем на медных копях, осенью его направили учиться в уфимское медресе "Галия". Здесь он знакомится с Г.Ибрагимовым, Ш.Бабичем, С.Рамиевым, М.Гафури и С.Сунчалеем.
В 1918-1924 гг. Х.Туфан учительствовал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 гг. - в школе слободы "Бишбалта" г. Казани.
В 1928-1930 гг. Х.Туфан совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии.
Вернувшись из поездки, Х.Туфан в 1930-1934 гг. работает редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет ответственным секретарем журнала "Совет Әдәбияты" (ныне "Казан утлары").
В 1940 г. Х.Туфан был репрессирован и на долгие годы отлучен от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в 1956 г. поэт возвращается в Казань.
Х.Туфан начал печататься в 1924 г. А через два-три года о нем уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Х.Туфан одним из первых привнес в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 гг. им созданы такие значительные произведения, как "Уральские эскизы", "Между двух эпох", "Бибиевы" и др. Эти лирико-эпические поэмы вошли в золотой фонд татарской поэзии.
С середины 30 гг. в творчестве Х.Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями.
Поэзия Х.Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.
В 50-60-х гг. поэзия Туфана достигает новых высот. Он создает целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значительность и активность поднятых проблем, напряженность мысли.
За сборник стихов "Избранные произведения" (1964) Х.Туфану в 1966 г. присуждена Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.
Х.Туфан умер 10 июня 1981 г. в Казани. ( По материалам Национальной библиотеки РТ)

Сайт «Моя Казань» - http://kazan.ws/cgi-bin/people/print.pl?action=view_cul&id_cul=407&id_razdel=7&id_sub=36&id_sub_sub=10&wh=sub Культура и искусство / Известные люди нашего города / Деятели культур... / Литература

Хасан Туфан Годы жизнии: (09/12/1900 - 10/06/1981)

Хасан Фахриевич Туфан родился 9 декабря 1900 года в деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина. Весной 1914 году братья взяли Туфана с собой на Урал, где он работал старателем на медных копях, осенью его направили учиться в уфимское медресе "Галия". В 1918-1924 годах Х. Туфан учительствовал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 годах - в школе слободы "Бишбалта" Казани.
В 1928-1930 годах Х.Туфан совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии.
Вернувшись из поездки, Х. Туфан в 1930-1934 годах работает редактором Татарского радиокомитета.
В 1940 году Х. Туфан был необосновано репрессирован и на долгие годы отлучен от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в 1956 году, после смерти Сталина, поэт возвращается в Казань.
Х. Туфан начал печататься с 1924 года. Х. Туфан одним из первых привнес в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 годов им созданы такие произведения, как "Уральские эскизы", "Между двух эпох", "Бибиевы" и дугие. Эти лирико-эпические поэмы вошли в золотой фонд татарской поэзии.
С середины 30 годов в творчестве Х. Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями. Поэзия Х. Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.
За сборник стихов "Избранные произведения" (1964) Х. Туфану в 1966 году присуждена Государственная премия Татарстана им. Г. Тукая.
Х. Туфан умер 10 июня 1981 году в Казани.

Сайт «90- летие ТАССР» Выдающиеся люди Татарии - http://www.tassr90.ru/people/2010/04/19/52495/ -

Хасан Туфан (Туфан Хасан Фахриевич).

Род. 9 дек. 1900 г. в дер. Кармат Аксубаевского р-на ТАССР в семье крестьянина. Лауреат Тукаевской премии поэт Хасан Туфан – один из немногих зачинателей тат. сов. поэзии, соратник Х. Такташа.Первая встреча современного читателя с Хасаном Туфаном после 16-летнего пребывания в сталинских лагерях произошла на страницах 12 го номера ж. «Совет эдэбияты» в 1956 г., в котором были опубликованы его стихи 40-х и 50-х годов.Каков же путь, который привел Х.Такташа в большую литературу?До тринадцатилетнего возраста он жил и воспитывался в родном доме. Отец был грамотным. Первоначальное образование получил в рус. и чув. школах соседних деревень. Затем в Уфимском медресе «Галия». Здесь он познакомился с Шаихзадэ Бабичем и Галимджаном Ибрагимовым. У одаренного юноши проявился интерес к лит-ре. Однако материальная необеспеченность заставила Туфана во время летних каникул работать в уральских рудниках. В 1918-1923 годах учительствовал в школах Урала и Сибири.В 1924 г. Х.Туфан приехал в Казань. Учительствовал в школе, входил в группу рабкоров газеты «Социалистик Татарстан». На страницах респуб. газет и журналов систематически печатались стихи, песни, поэмы Х.Туфана. наиболее значительными произведениями первого десятилетия были «Уральские эскизы», «Между двух эпох», «Бибиевы», «У последнего дворца», «Песня о Тимеркай» и т.д.В 1928-1930 годах Туфан совершал пешеходное путешествие по городам Поволжья, Ср. Азии, Кавказа. Оно было предпринято по инициативе Х.Такташа. Во время путешествия поэт Х.Туфан и его спутник журналист К.Зали хлеб насущный добывали физическим трудом. Работали на цементном заводе, на мельнице, каменщиком на строительстве Большой грузинской дороги. За 2 года путешествия он изучил язык, литературу и фольклор народов Киргизии, Узбекистана и Туркеминистана.Значительная часть произведений Х.Туфана первых десяти лет творчества вошла в сборники, изд-ые в 1932, 1934 и 1936 годах: «Избранное», «Песни наших дней», «Песни».Его военная и послевоенная поэзия отличается еще большей зрелостью и глубиной. Х.Такташ как истинный поэт проявляет огромный интерес к внутреннему миру человека.В 1958 и 1960 годах в Казани, Уфе и Москве вышли сборники его стихов на рус., тат., башкир. языках.
Издания книг Х.Туфана
На тат. яз.: Избранное. Казань, 1964.
Избранное. Стихи. Песни. Поэмы. Казань, 1940.
Избранное. Казань, 1932; Песни и стихи.. Казань, 1958.
На рус. языке: Стихотворения. М., 1958. и др.

Сайт Казанский Кремль и Казань - http://real-kremlin.ru/v/artgal/f_aminov/IMG_1588.jpg.html-

Национальная художественная галерея «Хазинэ» › Файзрахман Абдрахманович Аминов

Поэт Хасан Туфан. 1966 холст, масло Частная коллекция (Москва)

На сайте Казанской ЦБС- http://www.cbs-kazan.ru/izdania-tatlitra13.htm представлено издание "Татарская литература 20 века"

Хасан Туфан (1900-1981): отрывок
…..«Туфан» в переводе с татарского означает «буря», «тайфун», «ураган». Поэт выбрал когда–то этот псевдоним по кличке деда, отличавшимся буйным нравом и неугомонностью. Псевдоним этот как нельзя лучше подошел к характеру его поэзии. Именно таким дерзким, беспокойным, будоражим Туфан и вступил в татарскую поэзию второй половины 20-х годов. Вместе с Хади Такташем, Аделем Кутуем и кави Наджми он закладывал фундамент татарской поэзии, был не только современником, но и близким другом тех писателей классиков, о которых мы знаем только по книгам и учебником.

Светлый поэтический образ прошлого века Хасан Туфан http://tatars.narod.ru/small_g_t/new_g_t_small/hasan_tufan.htm

Хасану Туфану, ровеснику уходящего века, прошедшему все тяготы жизни простого человека, поэту-гражданину, посвящается эта литературная страничка.
Нравственной, духовной доминантой в поэзии назвал поэта его современник Ильдар Сибгатуллин. Яркая звезда на поэтическом небо­склоне, выдающийся татарский поэт, лауреат Государственной премии TACCР им. Г. Тукая, Хасан Туфан был очень тихим, даже застенчивым человеком, но носил самую бурную, мощную, громкую фамилию Туфан, что в переводе означает буря, ураган, тайфун, всемирный потоп.
Этот псевдоним Хасан Туфан выбрал себе, став уже поэтом, а долгие годы вынужден был носить странную для татар фамилию Гульзизин, по имени своей матери. Сам поэт рассказывал об этом так: «Наш род происходил из беглых крестьян, впоследствии крещеных и считавшихся христианами. Однако в церковь они венчаться не ходили, детей не крестили, поэтому дети их считались «незаконнорожденными» и были лишены гражданских прав. Фамилии «родившимся от блуда» давались по именам матери...» Читать он научился рано у муллы в сельском медресе. Работал старателем на медных копях, токарем на ме­таллургическом заводе, был какое-то время студентом Казанского пединститута, учи­тельствовал, с котомкой на плечах более двух лет путешествовал по России, Средней Азии и Закавказью, за что и получил от своих земляков прозвище «брамат».
Романтическое бунтарство раннего Маяковского оказало вначале на поэта очень сильное влияние, и его бурно - романтическая поэзия 20-х годов соответствовала выбранному им псевдониму. Затем он возвратился в русло классической поэзии. «Тукай и Пушкин вновь вернулись на борт моего поэтического корабля», - писал он в своей автобиографии.
Огромная заслуга в популяризации его творчества принадлежит Кларе Булатовой, с которой он переписывался почти четверть века, и посвящал ей свои стихи.
Ему не удалось застать в живых свою жену Луизу, когда он возвратился на родину после сталинско-бериевских лагерей, где его использовали на самых тяжелых и вредных для здоровья работах. Но он сумел все-таки выжить, благо­даря поддержке своей жены, которая сдавала свою кровь, чтобы от­править ему посылки с продуктами, а сама ходила полуголодная и падала в обмороки. В эти лагеря поэт попал по доносу, как многие безвинно пострадавшие в годы репрессий. Попал потому, что всегда гово­рил, и писал то, что думает, не кривя душой. От таких правдолюбцев во все времена и при всяком общественном строе стараются избавляться. Но, несмотря ни на что, этот буранноволосый и рано поседевший поэт, с человеческим достоинством перенесший все ужасы лагерей, поражал своих знакомых вежливостью, интеллигентностью и хорошими манерами.

Дом - музей Хасана Туфана на сайте Музеи Татарстана
- http://tatar.museum.ru/M2656

Дом - музей Хасана Туфана
Адрес: 423067, республика Татарстан, Аксубаевский район, деревня Старая Киреметь
Проезд: Авт. Казань-Аксубаево до деревни Старая Киреметь
Режим работы: Ежедневно с 8.00 до 17.00, кроме субботы и воскресенья
Интернет: www.museum.ru/M2656 - официальная страница

Новая экспозиция музея, открытая к 100- летию поэта, рассказывает о судьбе Х.Туфана и богатой истории деревни Старая Киреметь. В экспозиции представлены предметы татарского быта, копии документов, свидетельствующих о насильственном крещении татар в 1557 г., и просьба крестьян о возвращении их в магометанскую веру (1906 г.). Подробно представлена жизнь деревни с 20-х годов ХХ в.
Главная тема экспозиции - жизнь и творчество Хасана Туфана. Она знакомит с казанским периодом жизни поэта, ссылкой и пребыванием в родном селе. Воссоздан интерьер казанской квартиры, экспонируется копия личного дела Х.Туфана, репрессированного в 1940 г.и вернувшегося из сталинских лагерей в 1956 г. Из личных вещей в музее хранится рубашка, сшитая в ссылке самим поэтом, в которой он вернулся домой, книги 20-30-х годов ХХ в., написанные на татарском языке латинским шрифтом, и документы жены поэта Луизы Салиаскаровой, собранные за 16 лет ссылки мужа

На Портале муниципальных образований РТ (Аксубаевский район) - http://aksubayevo.tatar.ru/rus/index.htm/news/59085.htm

Поэт и гражданин : о Х. Туфане
10 июня 1981 года перестало биться сердце поэта и гражданина, жемчужины татарской поэзии Хасана Туфана. Музею поэта в Старой Киремети исполнится 20 лет. Случится это 9 декабря 2010 г.И уже десять лет прошло с тех пор, как музей перешел в новое здание. Сегодня это – настоящее крестьянское подворье эпохи, в которую жил Туфан. Все так же, как было в его детстве: рядом с домом – хлев для скотины, и даже сено уже скошено и лежит аккуратной душистой охапкой на зимних розвальнях под крышей сарая. Навстречу резному крыльцу, на котором нас встретила хозяйка музея Рушания Миннеханова – клеть для хранения зерна, муки и всякой нужной в крестьянском хозяйстве утвари.
…В музее – покой и тишина, нарушаемые лишь в дни наезда посетителей.
И сам факт появления музея Хасана Туфана, как и его нового соснового здания – в первую очередь, заслуга бывшего редактора районной газеты Розы Хабибуллиной и председателя Старокиреметского сельсовета Рушании Миннехановой. Благодаря усилиям этих славных женщин, в ноябре 1997 года появилось распоряжение Кабинета Министров РТ «В целях увековечения памяти и празднования 100-летия со дня рождения классика татарской литературы Хасана Туфана», на основании которого уже была разработана республиканская программа мероприятий, посвященных юбилейной дате. В соответствии с ней на родине поэта, в Старой Киремети, было запланировано возведение нового, бревенчатого здания музея и установка его бюста. Кроме того, в рамках программы было предусмотрено построить на территории сельсовета два капитальных моста, дорогу, водопровод, обустроить родники.
…В Центральном государственном архиве историко-политической документации хранится сборник документов в двух томах с материалами следствия, суда и реабилитации Хасана Туфана (1900-1981г). Именно они помогли дополнить биографию великого поэта, большая часть которой, вплоть до 2000 года (открытия в Старой Киремети музея), не была опубликована.

Сайт Старокиреметская основная школа - http://starkir.ucoz.ru/index/0-9

Знаменитые люди деревни
ТУФАН ХАСАН ФАХРИЕВИЧ (ХАСАН ТУФАН)

Хасан Туфан - выдающийся татарский поэт, творчество которого является истинно народным и пользуется огромной любовью. Хасан Фахриевич Туфан родился 9 декабря 1900 г. в деревне Старая Киреметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина. Читать и писать научился у отца, а когда открылась школа в деревне, учился в школе. Весной 1914 г. братья взяли Туфана с собой на Урал, где он работал старателем на медных копях, осенью его направили учиться в уфимское медресе "Галия". Здесь он знакомится с Г.Ибрагимовым, Ш.Бабичем, С.Рамиевым, М.Гафури и С.Сунчалеем. В 1918-1924 гг. Х.Туфан учительствовал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 гг. - в школе слободы "Бишбалта" Казани.
В 1928-1930 гг. Х.Туфан совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии. Вернувшись из поездки, Х.Туфан в 1930-1934 гг. работает редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет ответственным секретарем журнала "Совет Эдэбияты" (ныне "Казан утлары"). В 1940 г. Х.Туфан был необосновано репрессирован и на долгие годы отлучен от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в 1956 г., после смерти Сталина, поэт возвращается в Казань. Х.Туфан начал печататься с 1924 г. А через два-три года о нем уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Х.Туфан одним из первых привнес в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 гг. им созданы такие значительные произведения, как "Уральские эскизы", "Между двух эпох", "Бибиевы" и др. Эти лирико-эпические поэмы вошли в золотой фонд татарской поэзии. С середины 30 гг. в творчестве Х.Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями.
Поэзия Х.Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.
В 50-60-х гг. поэзия Туфана достигает новых высот. Он создает целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значи-тельность и активность поднятых проблем, напряженность мысли.
За сборник стихов "Избранные произведения" (1964) Х.Туфану в 1966 г. присуждена Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.
Х.Туфан умер 10 июня 1981 г. в Казани.

Воспоминания о Х. Туфане
- http://www.sakharov-museum.ru/asfcd/auth/auth_pages3de6.html?Key=6544&page=275
Салахов И. Н. Черная Колыма : (Хроника одной трагической судьбы) / пер. с татар. М. Зарипова. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1991. - 318 с. : портр.

Отрывок из книги Салахов Ибрагим Низамович Черная Колыма:

…..Не узнал я, о чем думал и Хасан Туфан. Вспомнились строки его довоенных стихов, которые я помнил еще с первого прочтения.
Почему таким, как у Эдисона, Природа сотворила разум поэта?
В своей поэтической стихии Хасан Туфан ровня великому Эдисону, но по форме мышления, мудрости и внешнему облику больше походил на главу древних философов Сократа. У него такой же, как у великого грека, могучий лоб глубокие морщины, седые кудри и ясный, всегда задумчивый взор.
— Слушайте сюда, сочинители!—Хасан Туфан вдруг встрепенулся, склонил над бумагой седую лохматую голову.— Я прочту одно стихотворение. Позволите?
Он застенчиво улыбнулся, только улыбка у него получилась не ласковой, как обычно, а грустной. Вот эти стихи:
Жизнь мою на пределе,
почти за чертой поддержала ты кровью своей.
До последнего часа
с тобой, как с зарей,
встречи жаждал я
тысячи дней.
Но пришла с опозданьем
свобода ко мне,
отыскав средь сибирских камней... *

Перевод Н. Беляева.

Электронные варианты опубликованных статей о Х. Туфане

Сайт научно- документального журнала «Эхо веков»- http://www.archive.gov.tatarstan.ru/magazine/go/anonymous/main/?path=mg:/numbers/2000_1_2/04/04_2/ Гасырлар авазы=Эхо веков. - 2000. - № 1/2.-С.97-103.

Опубликовано следственное дело Хасана Туфана. ХасанТуфан: «Я до сего дня уверен, что меня еще настоящие большевики не судили».
В Центральном государственном архиве ис-торико-политической документации Республики Татарстан хранится сборник документов в двух томах, содержащий материалы следствия, суда и реабилитации Хасана Туфана (1900-1981)1, Данные документы позволили дополнить биографию великого татарского поэта, большая часть творческого наследия которого до сих пор не опубликована.

Сайт Татарский мир- http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=510&section=0&heading=0

Хасан Туфан, приверженный правде - Татарский мир.- 2004.- №5
Житейская судьба его была тяжкой: тюрьма, лагерь, одиночество. Жизнь прожил долгую. В татарской поэзии остался и будем надеяться надолго: он писал сердцем.
Хасан Туфан вместе с Хади Такташем, Аделем Кутуем, Кави Наджми, Мусой Джалилем закладывал фундамент новой татарской поэзии. Искал, ошибался и находил. Новые темы, образы, изобразительные возможности татарского стиха…
Первым из них, ещё в начале 30-х годов, ушёл из жизни неугомонный трибун и бунтарь Хади Такташ. В гитлеровской тюрьме сложил голову легендарный Муса Джалиль. Где-то под польским местечком Згеж покоится сердце стойкого солдата и пламенного жизнелюба Аделя Кутуя. В середине 50-х умер, подорвав здоровье в результате репрессий, поэт и прозаик Кави Наджми…
А Туфан прожил долгую жизнь, донеся до нашего времени — начала 80-х годов — всю "силу чувств первоначальных". Он был ровесником бурного и богатого историческими событиями ХХ века и на протяжении десятков лет оставался на гребне наивысших достижений родной поэзии.
"Древние курганы, развалины старой крепости на поле, называемом "казённой поляной", одинокая могила вдоль большой дороги, хранящая тайну когда-то разыгравшейся здесь трагедии — таковы мои первые детские впечатления о родном крае. Когда-то мой край был одним из центров древней булгарской культуры. С тех времён до нас дошли лишь старинные легенды и предания. В годы моего детства наша деревня Кереметь входила в Аксубаевскую волость Казанской губернии. Здесь на рубеже XIX и XX веков (27 ноября 1900 года по старому стилю) я и появился на свет».

Татарика - http://tatarica.yuldash.com/biography/article184

Здесь была размещена статья Евгении Черноусовой Любовь к буре ( Хасан Туфан ) - Восточный экспресс. – 2000. - №5( декабрь) (На сайте ее уже нет, только сохраненная копия)
В декабре исполнилось 100 лет со дня рождения известного татарского поэта, публициста, видного культурного и общественного деятеля Хасана Туфана . Фамилия Туфан в переводе с татарского означает "буря", "тайфун", "ураган". Этот псевдоним поэт выбрал себе по кличке деда, прозванного так за горячий, вспыльчивый нрав. До этого же фамилия Хасана была по матери - Гульзизин. Дело в том, что на родине Хасана , в деревне Кереметь Аксубаевского района, местных кереметьевских крестьян называли "отпавшими". Когда-то они были подвергнуты насильственной христианизации, а затем отпали от православия. Вот и стали отверженными и родной верой, и насильно привитой, но так и не прижившейся. Поэтому и фамилия детям "отпавших" давалась по матери, а не по отцу или деду, как это было издавна принято у татар. Но на этом различия не заканчивались: "отпавшим" труднее было получить образование, да и просто быть наравне со всеми.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International