Федеральная целевая программа "Культура России"(2006-2010)

 Утверждена
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от "____"________2005 года
¦_____


Паспорт
федеральной целевой программы
"Культура России (2006 - 2010 годы)"

Наименование Программы

федеральная целевая программа
"Культура России (2006 - 2010 годы)"

Дата принятия решения о разработке Программы,
дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 ¦ 1432-р

Государственные заказчики

Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Федеральное архивное агентство

Государственный
заказчик-координатор

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

Основные разработчики Программы

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Федеральное архивное агентство

Цели и задачи Программы

Цели:
1. Сохранение культурного наследия России;
2. Формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам;
3. Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации;
4. Интеграция в мировой культурный процесс;
5. Создание условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям существования
Задачи:
1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия.
2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований.
3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и профессионального творчества.
4. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности.
5. Обеспечение культурного обмена.
6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры.
7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировых рынках.
8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций.
9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Доля национальных фильмов в общем объеме проката
Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения
Доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда
Доля архивных документов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем числе архивных документов
Книгообеспеченность (число изданий в библиотеках/число читателей)
Количество посещений музеев
Доля отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме документов этих категорий, подлежащих реставрации
Количество посещений спектаклей, концертов, представлений, в т.ч. гастрольных и фестивальных, на 1000 чел. населения
Доля новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств

Сроки и этапы реализации Программы

2006 - 2010 годы

Перечень подпрограмм

нет

Объемы и источники финансирования

Объем финансирования Программы составляет
64136,4 млн. руб., из них
за счет средств федерального бюджета - 54342,0 млн. рублей,
прочих источников - 9794,4 млн. рублей.
Средства направляются на:
- капитальные вложения - 42500,0 млн. рублей,
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 344,3 млн. рублей,
- прочие нужды - 21292,1 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Обеспечение сохранности культурного наследия России, в т.ч. недвижимых памятников истории и культуры, музейных ценностей, библиотечных фондов и архивных документов:
увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения до 33,5%;
увеличение доли отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме документов этих категорий, подлежащих реставрации, до 3%;
увеличение доли архивных документов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем числе архивных документов до 21%;
Укрепление единого культурного пространства, культурных связей между регионами, выравнивание доступа к культурным ценностям жителей различных регионов страны и социальных групп:
увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда до 15%;
увеличение ежегодного роста количества посещений музеев в 2010 г. до 2%;
увеличение количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в т.ч. гастрольных и фестивальных, на 1000 чел. населения до 7%;
увеличение книгообеспеченности (число изданий в библиотеках/число читателей) до 17,6;
Увеличение числа творческих дебютов и новаторских проектов в отрасли:
увеличение доли новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств до 18 %;
Укрепление позиций отечественного кинематографа и других продуктов отечественной культуры на отечественном и мировом рынке
увеличение доли национальных фильмов в общем объеме проката до 22 %;
Укрепление влияния отечественной культуры на мировой культурный процесс, укрепление мировых культурных связей, использование опыта зарубежных стран в развитии отечественной культуры:
увеличение ежегодного роста количества российских культурных акций за рубежом в 2010 г. до 1,15 %.

Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Период 2001-2005 годы характеризовался политической и экономической стабильностью в стране. Начали действовать новые политические институты. Сформировался институт частной собственности, начался процесс реформирования гражданского, бюджетного и налогового законодательства. Появились предпосылки для экономического роста.
По мере экономической стабилизации общество и государство стало вновь обращаться к проблемам культуры. Важным шагом стало принятие федеральной целевой программы "Культура России (2001-2005 годы)", благодаря реализации которой удалось в основном остановить спад в сфере культуры, добиться расширения участия государства в ее поддержке, увеличении финансирования. Это позволило предотвратить утрату целого ряда памятников культуры, укрепить межнациональные и межрегиональные связи.
Вместе с тем накопившиеся за время экономического спада проблемы в культуре значительно превышают возможности государства по их решению. Отрасль, традиционно ориентированная на государственную финансовую поддержку, оказалась наименее подготовленной к рыночной экономике. Темпы износа особо ценных недвижимых объектов продолжают отставать от темпов их восстановления. Аналогичная ситуация складывается с музейными фондами. По сути, сегодня продолжается процесс постепенной утраты национального достояния страны (как материального, так и духовного), накопленного предыдущими поколениями. До настоящего времени отсутствуют рыночные критерии оценки как движимых, так и недвижимых объектов культурного наследия.
По мере возрастания роли в обществе, культура перестает быть просто одной из форм удовлетворения потребностей. Вывод культуры на уровень, когда она становится активным участником социально-экономических процессов, требует определенных усилий со стороны государства. Инвестирование государства в культуру означает инвестирование в "человеческий капитал".
Реформа в сфере культуры является прямым следствием происходящих экономических и политических преобразований. Необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, с другой, создать экономические механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых рыночных условиях.
Важным фактором, способствующим развитию отрасли, является создание институтов государственно-частного партнерства, которое предусматривает:
- развитие меценатства и благотворительности в сфере культуры;
- развитие рынка культурных ценностей, совместное участие государства и бизнеса в развитии этого рынка, в экономически эффективных проектах в сфере культуры.
Развитие рынка культурных ценностей предполагает решение вопросов, связанных с их оценкой и страхованием.
Усиление влияния российской культуры за рубежом, формирование имиджа России, как страны великих культурных традиций - составная часть государственной стратегии интеграции в систему международных отношений.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры, с процессами, происходящими в обществе, делает необходимым условием дальнейшего развития отрасли использование программно-целевого метода.
Значительная часть затрат Программы приходится на проведение реконструкции, реставрационных и противоаварийных работ на памятниках федерального значения. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление.
Программно-целевой метод необходим и при реализации других направлений Программы, таких, как проведение фестивалей, конкурсов, охватывающих все основные сферы культурной жизни: театр, музыку, современное и традиционное искусство. Сложившаяся практика предусматривает активное участие в мероприятиях как общепризнанных коллективов и деятелей культуры, так и региональных и сельских.
Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, ограничение влияния государства на проведение культурной политики в регионах страны и др.
К наиболее серьезным рискам можно отнести сокращение финансирования и риски неэффективного управления Программой, что, в свою очередь, повлечет:
- угрозу потери части культурного наследия вследствие опережения темпов роста его утраты над темпами его восстановления и консервации;
- финансовые потери от неэффективного использования объектов недвижимости, составляющих объекты культурного наследия;
- финансовые потери от сокращения использования музейного фонда и архивных документов, сокращения гастрольной деятельности;
- сокращение доли отечественного кинематографа на отечественном кинорынке;
- сокращение влияния государства на формирование человеческого капитала, потеря квалифицированных кадров в отрасли;
- нарушение единого информационного и культурного пространства;
- нарушение принципа равного доступа граждан Российской Федерации в различных регионах к культурным ценностям.
Условиями досрочного прекращения Программы могут стать изменение социальной и экономической ситуации в стране, выявление новых приоритетов при решении общегосударственных задач, неэффективное управление Программой, в результате чего не представляется возможным достижение целей Программы.
2. Основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей
Выбор приоритетных целей Программы опирается на стратегические цели общества и анализ сложившихся тенденций в сфере культуры в предыдущие годы с учетом эволюции экономической и правовой среды функционирования организаций культуры.
2.1. Исходя из стратегических целей развития отрасли целями Программы являются:
2.1.2. Сохранение культурного наследия России
Российская культура имеет глубокие исторические корни, основанные, с одной стороны, на традициях классического искусства, с другой - на традициях многонационального народного творчества. Различные исторические этапы, через которые проходила наша страна, оставили свой след в формировании ее культурного потенциала.

При реализации указанной цели в рамках Программы обеспечивается:
- проведение работ по сохранности, реставрации объектов культурного наследия, музейных ценностей, архивных документов, библиотечных фондов и т.д.;
- содержание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей сохранность указанных ценностей и, в итоге, гарантирующей к ним доступ граждан.
2.1.2. Формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения доступа различных групп граждан к культурным благам и информационным ресурсам.
В годы формирования рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества, ослабли межнациональные и межрегиональные связи. Все это привело к сокращению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.
Достижение указанной цели в период реализации Программы означает выравнивание возможностей доступа к культурным благам различных групп населения. Речь идет о создании условий, при которых основной спектр государственных услуг в сфере культуры и массовых коммуникаций был бы доступен гражданам, проживающим в различных регионах страны, принадлежащим различным социальным группам и т.д.
Реализация указанной цели достигается за счет:
- увеличения числа фестивалей, театральных гастролей, выставок и т.д.;
- разработки, внедрения и распространения новых информационных продуктов и технологий в сфере культуры и массовых коммуникаций,
- развития инфраструктуры отрасли культуры, укрепление ее материально-технической базы.
2.1.3. Создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации.
В основе успешного развития отрасли лежит человеческий фактор. В сфере культуры, где ведущая роль отводится творчеству, этот фактор играет особенно важную роль.
Достижение указанной цели предполагает:
- выявление и поддержку молодых дарований в сфере культуры и массовых коммуникаций;
- поддержку перспективных творческих проектов в отрасли;
- преодоление существующих тенденций по оттоку умов и талантов из России;
- оказание поддержки проведения конкурсов, фестивалей и т.д.
Интеграция в мировой культурный процесс
2.1.4. Вхождение в мировой культурный процесс предполагает продвижение достижений отечественной культуры за рубежом, сближение целей и задач российской и мировой культуры, заимствование опыта зарубежных культурных организаций при решении задач, стоящих перед отечественной культурой.
Достижение указанной цели предполагает обмен культурными программами, проведение международных семинаров, конференций.
2.1.5. Создание условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям существования.
Поставленная цель, с одной стороны, должна обеспечить вхождение и адаптацию отраслей культуры к новым рыночным условиям, с другой - защищенность культуры от жестких рыночных влияний, предотвратить ее разрушение в конкурентной среде.
Реализация указанной цели достигается:
- усилением роли государства в защите культурных ценностей народов Российской Федерации;
- формированием рынка культурных ценностей.
В результате должно сформироваться новое отношение граждан к объектам культурного наследия.
2.2. Основными задачами Программы являются:
2.2.1. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия;
2.2.2. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований;
2.2.3. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и профессионального творчества;
2.2.4. Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности;
2.2.5. Обеспечение культурного обмена;
2.2.6. Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры;
2.2.7. Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировых рынках;
2.2.8. Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций;
2.2.9. Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации.


2.3. Целевые индикаторы Программы

Таблица ¦1

 

Индикаторы

Показатель последнего года реалиизации

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

1

Доля национальных фильмов в общем объеме проката (%)

22

16

15

16

18

19

21

22

2

Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения (%)

33,5

24,5

25

27

28

30

31

33,5

3

Доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда (%)

15

8

9

10

10

10

13

15

4

Доля архивных документов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем числе архивных документов (%)

21

15,5

17

18,5

19,0

19,5

20

21

 

Книгообеспеченность (число изданий в библиотеках/число читателей)

17,6

17

17,1

17,3

17,4

17,5

17,5

17,6

 

Ежегодный рост количества посещений музеев ( %)

-

1,45

1,47

1,5

1,6

1,7

1,8

2

 

Доля отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме документов этих категорий, подлежащих реставрации (%)

3,0

0,4

0,7

1

1,5

2

2,5

3

 

Рост числа посещений библиотек (в % к предыдущему году)

-

-

0,2

0,4

0,4

0,4

0,6

0,2

 

Рост числа посещений WWW-сайтов библиотеки с размещенными на них информационными ресур-сами - библиографически-ми и полнотекстовыми (в удаленном режиме) (в % к предыдущему году)

=

-

50,8

257

60

50

8,3

7,7

 

Ежегодный прирост числа электронных документов в национальной электронной библиотеке (%)

-

1,15

1,17

1,4

1,3

1,2

1,2

1,2

 

Рост количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в т.ч. гастрольных и фестивальных, на 1000 чел. населения (в % к предыдущему году)

-

3,5

4,0

5,0

6,0

6,0

7,0

7,0

 

Доля новых произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств (%)

18

16

16,5

17

17,5

17,5

17,5

18,0

 

Увеличение количества театрально-концертных мероприятий за счет внутрироссийского межрегионального обмена (в % к предыдущему году)

-

2,3

2,5

2,5

2,8

3,0

3,2

3,5

 

Рост количества участников культурно-досуговых мероприятий (в % к предыдущему году)

-

1,5

1,8

2,0

2,5

3,0

3,0

3,3

 

Рост количества российских культурных акций за рубежом (в % к предыдущему году)

-

1,0

1,1

1,1

1,13

1,15

1,15

1,15

 

Издано книг, брошюр образовательного, научного, культурного назначения (в пересчете на 1000 человек) (экз.)

5024

4730

4770

4818

4886

4921

4955

5024

Наиболее важные мероприятия Программы.

В 2006-2010 годы должен быть проведен комплекс ремонтно-реставрационных работ на 300 объектах федерального значения, среди которых: Нижегородский кремль, Астраханский кремль, Лефортовский дворец в г. Москве, Дворец Наместника в г. Тобольске, Здание Арсенала в г. Челябинске, памятники Литературного музея, Усадьба Остафьево, объекты государственного музея-заповедника "Гатчина", объекты государственного музея-заповедника "Павловск", Гостиный двор в Архангельске, Суздальский кремль, Путевой дворец в Твери и другие.
В течение 2006-2010 годов в ходе реализации Программы будут созданы дополнительные возможности для активизации культурного обмена, повышения доступности искусства, обеспеченности литературой населения различных регионов страны.
Мероприятия в рамках Программы должны обеспечить развитие отечественного кинематографа. Предусматривается создание более 80 игровых, 1100 частей неигровых и 30 мультипликационных фильмов.
Ресурсы Программы должны быть направлены на преодоление существующего отставания музеев, библиотек и архивов России в использовании современных информационных технологий, создании электронных продуктов культуры, обеспечении безопасности хранения их фондов.
Важным для библиотек и архивов России на сегодняшний день является перевод информационных ресурсов с бумажных носителей в электронную форму, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей.
Предполагается дальнейшее развитие сети региональных и межрегиональных центров консервации документов, формирование системы автоматизированного государственно учета документов Архивного фонда Российской Федерации.
Реализация Программы позволит продолжить формирование базы данных Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации и обеспечить ежегодное введение в него более 1,5 млн. записей. Возрастет число музеев, имеющих доступ в Интернет. Будет осуществляться реставрация музейных предметов, уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации.
2.4. Реализация основных направлений и показатели Программы
2.4.1 Обеспечение сохранности историко-культурного наследия
Особенностью данного направления является усиление адресности охранных мероприятий на основе концентрации ресурсов на приоритетных объектах и особо значимых предметах культурного наследия. Настоящее направление предполагает:
- поддержание в надлежащем состоянии недвижимых памятников истории и культуры;
- сохранение федеральной части Музейного фонда Российской Федерации, уникальных книжных изданий, архивных документов, фильмофонда, страховое копирование особо ценных единиц фондового хранения архивов, библиотек, фильмофондов;
- обеспечение безопасности хранения предметов культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности.
Основной объем средств на реализацию Программы из федерального бюджета предусматривается направить на финансирование реконструкции и реставрации памятников федерального значения.
В рамках реализации Программы предусматривается улучшение технического состояния недвижимых объектов культурного наследия (реставрация), позволяющее вернуть эти памятники в хозяйственный и культурный оборот.
Будет осуществляться реставрация музейных предметов, уникальных и особо ценных документов Архивного фонда Российской Федерации.
Ожидаемые результаты реализации проектов и мероприятий этой группы представлены показателями количества отреставрированных недвижимых памятников культуры, особо ценных единиц фондового хранения.
2.4.2 Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований
Особую значимость приобретает задача обеспечения непрерывности воспроизводства творческого потенциала, сохранения и развития всемирно известной отечественной системы художественного образования. Ее обязательным дополнением является задача постоянного обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки молодых дарований.
В рамках Программы предполагается реализовать мероприятия по поддержке фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи.
Ожидаемые результаты представлены показателями количества проведенных фестивалей, конкурсов, выставок и мастер-классов для детей и творческой молодежи.
2.4.3 Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и профессионального творчества
Адресная поддержка искусства и литературы призвана обеспечить создание дополнительных возможностей для активизации культурного обмена и повысить уровень доступности искусства и литературы для населения страны.
Государство создает условия для развития конкуренции и роста потребительского спроса результатов культурной деятельности посредством финансовой поддержки фестивалей, конкурсов и выставок, имеющих общероссийское, межнациональное и международное значение и формирующих единое культурное пространство.
Предусматривается поддержка творческих деятелей, работающих в сфере культуры.
Ожидаемые результаты представлены показателем количества созданных произведений искусства.
2.4.4 Обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности
Сохраняет актуальность развитие культуры и искусства посредством формирования эффективной среды для экспериментирования и новаторства, внедрения новых технологий.
В рамках Программы предусматривается поддержка авторов новых идей и методов творчества, творческих дебютов в сфере культуры, расширение возможностей для поиска и реализации новаторских концепций развития искусства.
Ожидаемые результаты представлены показателями количества творческих дебютов, новаторских проектов, а также внедренных новых технологий в сфере культуры.

2.4.5 Обеспечение культурного обмена

Ключевым направлением культурной политики государства в условиях расширения прав субъектов Российской Федерации остается сохранение единого культурно-информационного пространства, повышение уровня доступности культурных благ и сокращение территориальной дифференциации в обеспеченности населения продуктами культурной деятельности.
Реализация этого направления требует поддержки гастрольной и выставочной деятельности.
Ожидаемые результаты представлены показателями количества гастрольных спектаклей, концертов, фестивалей и выставок.
2.4.6 Разработка и внедрение информационных продуктов и технологий в сфере культуры
В условиях информатизации общества сохранение конкурентоспособности культуры в большой мере зависит от ускорения формирования информационных сетей в сфере культуры.
В рамках данного направления необходимо проведение мероприятий по изменению структуры основных фондов отрасли на основе широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий и насыщения современным оборудованием и программными продуктами субъектов культурной деятельности.
В ситуации быстрого распространения информационно-коммуникационных технологий возникают дополнительные задачи, связанные с созданием виртуальных музеев, электронных библиотек и архивов, а также электронных каталогов и реестров культурного наследия, доступных для самых широких слоев населения.
Предусматривается перевод информационных ресурсов музеев, библиотек, архивов и фильмофондов в цифровую форму, развитие систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей; создание электронной базы недвижимых памятников истории и культуры (40 тысяч объектов), создание сводного каталога библиотек России, Национальной электронной библиотеки.
Ожидаемые результаты будут представлены показателями роста уровня информатизации, количеством созданных "электронных продуктов" культуры (количеством записей в сводном каталоге библиотек России, количеством записей в базе данных единого государственного реестра памятников истории и культуры, созданием электронных каталогов архивных документов и т.д.).
2.4.7 Поддержка отечественных производителей культурных благ и их продвижение на мировых рынках
Настоящее направление предполагает защиту отечественной культуры, сохранение ее самобытности и исторических традиций народов Российской Федерации. В рамках Программы предусматривается реализация мероприятий по оказанию государственной поддержки производства игровых, документальных и мультипликационных фильмов и развития кинопроката.
Решение данной задачи призвано обеспечить реализацию программных мероприятий по следующим направлениям:
государственная поддержка производства отечественных фильмов;
государственный протекционизм в продвижении на мировых рынках продуктов отечественной культуры, искусства и литературы.
Ожидаемые результаты будут представлены количеством выпущенных кинофильмов, а также проведенных зарубежных акций.
2.4.8 Обновление специального оборудования организаций сферы культуры и массовых коммуникаций
Важным направлением Программы является техническое перевооружение более современным оборудованием отрасли культуры, которая существенно отстает от современных требований технического оснащения.
Результаты реализации представлены показателями обеспеченности отрасли уникальным специализированным оборудованием и компьютерной техникой.
2.4.9 Модернизация сети телерадиовещания Российской Федерации
Модернизация сети телерадиовещания в рамках настоящей Программы за счет капитальных вложений предполагает замену приемо-передаточных устройств и переход на цифровое телерадиовещание.

2.4.10 Научное и правовое обеспечение федеральной целевой программы
Научное обеспечение Программы основано на проведении научно-исследовательских разработок по объективной оценке и анализу социо-культурной ситуации в контексте целевых установок соответствующих направлений Программы. Предусматривается проведение всесторонних исследований емкости отечественного рынка потребления услуг культуры, разработка и апробация новых технологий создания хранения, распространения и потребления продуктов культурной деятельности.
Правовое обеспечение Программы осуществляется посредством организации государственными заказчиками непрерывного мониторинга деятельности исполнителей программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.
2.5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем программно-целевым методом
Программа предусматривает достижение ее стратегических целей к концу 2010 года. С учетом того, что в рамках Программы ежегодно решаются одни и те же задачи, целесообразно отдельными этапами реализации Программы определять календарный год. В рамках календарного года государственным заказчиком-координатором по согласованию с государственными заказчиками утверждается план мероприятий по реализации Программы. По итогам года проводится анализ эффективности проведенных мероприятий, расходования финансовых ресурсов, на основе показателей и целевых индикаторов определяются промежуточные результаты реализации Программы.

3. Перечень программных мероприятий
Перечень программных мероприятий приведен в таблице ¦ 2.

Основу финансирования Программы составляют средства федерального бюджета (их доля составляет 85% в общем объеме финансирования). Причем более 73% всех бюджетных средств приходится на затраты по капитальным вложениям в объекты культуры, 26% всех средств направляется на финансирование прочих нужд и менее 1% на проведение научно-исследовательских работ.
В общем объеме финансирования средств прочих источников составляют более 15%. Более 75% средств поступающих из прочих источников направлены в кинематографию. В этой сфере сложилась устойчивая практика совместного участия государства и частного капитала в производстве и организации проката отечественных фильмов. Другим важным направлением реализации принципов государственно-частного партнерства является проект по развитию телерадиовещания на территории Российской Федерации. Проект предполагает участие в модернизации системы телерадиовещания на паритетных началах государства и частного капитала (в т.ч. привлечение иностранных инвесторов). В рамках проекта средства внебюджетных источников будут направлены как на капитальные вложения, так и на проведение научно-технических работ в области перехода на цифровое вещание.

5. Механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков

Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации является Руководителем Программы. Руководитель Программы несет ответственность за реализацию и достижения конечных результатов Программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, формирует при необходимости научно-координационный совет Программы.
Текущее управление Программой осуществляется государственными заказчиками Программы.
В течение 2-х месяцев с даты принятия Программы Правительством Российской Федерации государственный заказчик-координатор совместно с государственными заказчиками Программы разрабатывает Положение об управлении реализацией целевой программы, определяющее:
- порядок формирования организационно-финансового плана реализации Программы (план мероприятий);
- механизмы корректировки программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;
процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы, программных мероприятиях и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.
До начала реализации Программы государственный заказчик-координатор утверждает и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации указанное Положение.
Для обеспечения мониторинга и анализа хода реализации Программы государственный заказчик-координатор Программы ежегодно согласовывает с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации уточненные показатели эффективности программы на соответствующий год, получает ежеквартальные отчеты от государственных заказчиков Программы и в дальнейшем ежеквартально отчитывается о ходе выполнения Программы по согласованным показателям перед Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Государственный заказчик-координатор Программы на основании отчетов государственных заказчиков Программы подготавливает и направляет:
- в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и в Министерство образования и науки Российской Федерации (в части НИОКР гражданского назначения) статистическую, справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации Программы, необходимую для выполнения возложенных на министерства функций;
- ежегодно до 1 февраля в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, а в части целевых программ, которые содержат разделы по НИОКР гражданского назначения, - в Министерство образования и науки Российской Федерации, доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств, подготовленные на основе форм и схем, разрабатываемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Доклады должны содержать:
- сведения о результатах реализации Программы за отчетный год;
- данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
- сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию Программы;
- сведения о соответствии фактических показателей реализации Программ показателям, установленным при утверждении программ Правительством Российской Федерации;
- информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
- сведения о наличии, объемах и состоянии незавершенного строительства;
- сведения о результативности НИОКР;
- сведения о внедрении и эффективности инновационных проектов;
- оценку эффективности результатов реализации Программы;
- оценку влияния фактических результатов реализации Программы на различные сферы экономики страны (мультипликативный эффект по результатам реализации Программы).
Государственный заказчик-координатор Программы организует размещение в сети Интеренет текста целевой программы, утвержденной Правительством Российской Федерации, нормативных правовых актов по управлению реализацией Программы и контролю за ходом выполнения программных мероприятий, а также информации о ходе реализации Программы, программных мероприятиях на ближайшие 2 - 3 года, фактическом финансировании Программы. Кроме того, государственные заказчики Программы организуют размещение в сети Интернет сведений о заключенных государственных контрактах, об объемах их финансирования и исполнителях, результатах экспертных проверок выполнения программных мероприятий, конкурсах на участие в реализации Программы, результатах мониторинга реализации Программы, об оценке достижения целевых индикаторов и показателей, в том числе по результатам независимой экспертизы. Информация о проведении конкурсов на участие в реализации Программы должна содержать:
условия их проведения;
порядок участия в них юридических лиц;
составы конкурсных комиссий, создаваемых государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) Программ для проведения конкурсов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд;
протоколы заседаний конкурсных комиссий;
порядок обжалования решений, принятых государственными заказчиками.
Отбор проектов, выполняемых в рамках Программы за счет средств федерального бюджета, производится государственными заказчиками в соответствии с Положением об управлении реализацией Программы с определением исполнителей на конкурсной основе, а их реализация осуществляется на основе государственных контрактов.Государственные заказчики в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, на договорной основе могут передавать следующие свои функции:
-организация (или) проведение конкурсов (торгов) по отбору исполнителей программных мероприятий,
- отбор на конкурсной основе исполнителей программных мероприятий,
- сбор и систематизация статистической и аналитической информации о реализации программных мероприятий,
- организация независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям.
- мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- внедрение и обеспечение применения информационных технологий в целях управления реализацией целевой программы и контроля за ходом программных мероприятий, контентное обеспечение специализированного сайта по целевой программе.
6. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Программа направлена на решение важного блока задач, являющихся частью социально-экономического развития.

Реализация Программы предполагает достижение следующих результатов в социально-экономической сфере:
- сохранение и развитие культурного пространства;
- сохранение культурного наследия;
- рост объема услуг населению, оказываемых в сфере культуры;
- увеличение доли частного капитала в сфере культуры. Возрастание доли частных инвестиций означает, что отрасль перестает быть зависимой исключительно от бюджетного финансирования.
Инвестиции в сферу культуры, как правило, не имеют прямого экономического эффекта. Результат такого инвестирования направлен на формирование человеческого капитала. Культура является традиционно самой консервативной отраслью и наименее адаптированной к рыночным
отношениям. В настоящее время практически отсутствуют научные и социологические исследования о влиянии культуры на экономические и
социальные процессы в обществе. Изучение такого влияния, и разработка соответствующей методики, оценивающей экономическую эффективность Программы, будет осуществлена в ходе реализации первого года Программы. В основе методики экономической эффективности предполагается использовать:
- оценку экономической эффективности наиболее значимых по удельному весу финансирования мероприятий;
- оценку стоимости объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- оценку эффективности использования музейных, библиотечных и архивных фондов.

Задачи в сфере культуры тесно переплетены с задачами охраны окружающей среды. Так, в Федеральном законе от 25.06.02 ¦ 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" к числу таких объектов отнесены объекты археологического наследия, градостроительные ансамбли, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства, культурные и природные ландшафты.
В свою очередь, в статье 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. ¦ 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия, объекты, имеющие особое историко-культурное, эстетическое значение.
Особое место в решении совместных проблем экологии и культуры занимают "историко-культурные заповедники", определяемые в федеральном законодательстве как "достопримечательные места, представляющие собой
выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания".
В целом, влияние Программы на экологическую среду можно свести к следующим основным аспектам:
- осуществление реставрационных и противоаварийных работ на объектах культурного наследия, обеспечение их сохранности. Реализация этой задачи обеспечивается за счет мероприятий "Комплексные ремонтно-реставрационные работы", "противоаварийные и консервационные работы" на объектах федерального значения, "мониторинг состояния сохранности и использования памятников истории и культуры" (в т.ч. влияние на состояние памятников разного рода факторов, в т.ч. экологических),
- формирование зон охраны объектов культурного наследия, в т.ч. охранных зон, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зон охраняемого природного ландшафта. В результате формирования зон охраны устанавливается территория с особым режимом использования земель, предусматривающим принятие специальных мер, направленных на сохранение природной среды культурного объекта,
- разработка комплексных программ развития историко-культурных заповедников. Как правило, историко-культурные заповедники представляют собой значительные по размерам комплексы, обладающие историко-культурными и природными территориями, которым свойственны важные экологические функции.
Таким образом, Программа, решая проблемы сохранности культурного наследия, одновременно направлена на решение проблем по охране окружающей среды.

 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International