Основная проблематика и художественные особенности творчества Наби Даули: отрывок

Источник: Трофимова С.М. Основная проблематика и художественные особенности творчества Наби Даули.-Казань, 2010.- С.9-11

…..Следующий, кого мы встречаем в поэзии Н.Даули в течение 1930-70-х гг., это образ Г.Тукая. В стихотворении «Шигырь язганда» («Когда пишу стихи», 1936), он называет великого поэта своим учителем, определяет то место, которое занимает Тукай в сердце каждого человека:
Он в каждом доме живет вместе с нами,
Место его - на почетном месте,
Каждый день он-мой учитель,
Величаво взирает на меня.
В 1960—70-е годы Н.Даули идеализирует образ поэта в стихотворениях «Кабер ташына язу» («Эпитафия», 1961), «Хәерле юл!» («Счастливого пути!», 1971). В первом стихотворении автор, приравнивая понятия Тукай - Родина, выводит на передний план национальный аспект (саз). Идеал лирического героя - прекрасное, свобода духа. Им противопоставлен символ-антипод — надгробный камень.
Тукай!
Словами: «Уж замолкает мой саз»,
Сожалел ты, угасая.
Усыпая путь твой цветами,
Вел по жизни тебя апрель.
Твой саз будет всегда звучать,
Место твое в отчизне — на почетном месте.
Пройдут, пройдут года,
Но не умрешь ты для родины своей.
Если в первых пяти строках говорится о не реализованной мечте поэта, о его кручине-саз, то философия последующих четырех строк состоит в том, что смысл жизни - любовь к родине и свобода духа. С помощью образа надгробного камня, демонстрируя идеалы лирического героя, автор утверждает, что деяния человека должны быть соизмеримы со смыслом жизни.
В этих стихотворениях Н.Даули романтическим приемом выступает «рассматривание человека как связующего звена между прошлым и будущим, выдвижение на передний план чувства национального». В стихотворении «Счастливого пути!» поэт обращается к пароходу, который носит имя Тукая. Используя пароход, связывающий между собой понятия вчера-сегодня-завтра, стилистическую фигуру риторического обращения, автор ищет пути усиления степени воздействия философской мысли.
В стихотворении «Шагыйрь» («Поэт», 1972) пророческую миссию автор возлагает на поэта, поясняя всю ее сложность и ответственность. Через образ поэта автор представляет творческого человека как совершенную личность, который «не может жить спокойно, переживает в себе скорбь народа, душою чувствует печаль-кручину своей отчизны» п. Поэт-романтик И.Юзеев также «дистанцирует поэта-героя от реальной жизни и показывает его как личность, всей душой и телом устремленную к духовному величию».
Таким образом, поиск эстетического идеала, рассматривание человека как моста между прошлым и будущим, выдвижение на передний план чувства национального являются определяющими качествами поэзии Н.Даули.
Также естественно стремление поэта в поэзии 1930-40-х годов передать потенциальное содержание через образы-детали. Это проявляется в стихотворениях «Болытларга карап» («Глядя на облака», 1935), «Умырзая» («Подснежник», 1936). Богата любовная и пейзажная лирика поэта. Любовью к родной земле пронизано стихотворение «Кыр казлары» («Дикие гуси», 1946), «Таң» («Рассвет», 1936). Среди часто повторяющихся романтических образов встречаются золотое солнце, луна, звезды, синее озеро, ветер, лес, белые цветы, стройные ивы, которые служат конкретизации идеи стихотворения. Красной нитью через творчество поэта проходит мысль: в этом мире все направлено на то, чтобы жизнь Человека стала счастливее, светлее, в материальном мире нет ничего выше, кроме Человека.
Отдельное место в творчестве поэта занимают стихотворения, не получившие пока должной оценки в истории татарской литературы. Среди них стихотворение «Сарай каршында уйлану» («Раздумья перед дворцом», 1936), в котором на передний план выходит проблема жизни-смерти, заявленная в татарской литературе еще в начале XX века. В стихотворении антиномия жизнь/смерть стоит в одном ряду с понятиями вчера/сегодня, вечность/кратковременность. Автор своего лирического героя размещает на пороге дворца - на границе своей и другой, чуждой ему жизни. Используя символ следа, детали на солнце есть пятна, он проводит мысль о том, что жизнь всегда заканчивается смертью, жизнь ограничена, перед смертью все равны: и царь, и хан, и простой человек. Продолжая философию лирики Дэрдменда, лирический герой Н.Даули считает, что жизнь делает осмысленной лишь сотворение добра. Свет человеческой души в памяти поколений записывается на мраморном камне. Человек ответственен за деяния будущих поколений, поскольку каждая его мысль, все содеянное оставляет след в глубине души и передается будущим поколениям. Следовательно, в глубинах человеческого сознания – во «дворце» его души есть независимые сведения-каноны, а в ответе за них «неизвестный ваятель» — предыдущее поколение.
А неизвестный ваятель живет пока В мраморе этого дворца.
Мысль автора о том, что надо знать цену жизни и не тратить ее на бессмысленные дела, выносится в философскую сферу. В стихотворении через возможность облегчения человеческой жизни, заканчивающейся смертью, находит отражение проблема тленности жизни. Это стихотворение воспринимается как жизненная концепция поэта, определяет суфийскую основу философии судьбы, рока.
В стихотворении «Язмыш турында» («О судьбе», 1948) лирический герой стремится найти в себе, заложенную в нем издревле, сущность, выявить внутренние возможности. Он не из тех, кто покорно принимает судьбу, тем самым поэт меняет традиционный религиозно-суфийский подход к этой проблеме. Путь к счастью человек выбирает себе сам, повторяет Н.Даули.
Раздумья о жизни и смерти нашли отражение в стихотворениях «Бер булачак иртә» («Утро, которое будет», 1936), «Теләк» («Желание», 1936). В 1940-е годы поэт-романтик Н.Даули часто обращается к балладе. Годы Великой Отечественной войны, участником которой был сам поэт, освещены в свете философии жизни и смерти. В балладе «Яр буенда шаулый нарат» («На берегу шумит сосна», 1946-61) смерть в борьбе, абсолютно в духе времени, объявляется единственно верной дорогой.
В произведении «Өч тамчы су турында баллада» («Баллада о трех каплях воды», 1948), исходя из философского подхода, поэт понимает смерть не только как исчезновение трагедию, но, одновременно, и как уход в вечность. Смысл жизни приравнивается к истине, связанной с сохранением крепости духа, защитой отчизны от врагов. Смерть ради ближнего, за Родину воспринимается как путь к бессмертию, и, таким образом, смерть приравнивается к жизни.
Мысли мои то и дело
Возвращаются в эти места.
Там, куда стекли эти три капли,
Пробились три родника.
В поэме «Берлинда окоп» («Окоп в Берлине», 1956) проблема жизни и смерти рассматривается через идеализацию образа М.Джалиля. Основу философии жизни и смерти по Даули составляют понятия смерти и бессмертия. Это нашло отражение в произведениях 1960-70-х годов: «Дингез һәм солдатлар турында баллада» («Баллада о море и солдатах», 1960), «Дусларым турында баллада» («Баллада о товарищах», 1965).
Таким образом, богатство используемых поэтом романтических приемов в 1930-40-х годах объясняется особенностями литературной эпохи.





Последнее обновление: 8 мая 2015 г., 13:51

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International