Свершин Р.Х. Еники (Татарская энциклопедия)

Источник: Татарская энциклопедия.Т.2.- Казань: Ин-т татар. энц. АН РТ, 2005.

ЕНИКИ (Еникеев) Амирхан Нигметзянович (17.2.1909, д. Н. Каргалы Белебеевского у. Уфимской губ. — 16.2.2000, Казань), писатель, нар. писатель ТАССР (1989). Из семьи мурз. В 1911 семья переехала в д. Давлекан; учился в сел. медресе. С 1925 в Казани. В 1926 поступил на рабфак Казан, ун-та. В 1927 уехал в Донбасс, где участвовал в ликвидации неграмотности среди шахтёров-татар. До 1941 работал в различных учреждениях и на пр-тиях Казани, Баку, учительствовал в г.Маргелан (Узбекская ССР), в 1931—33 заочно учился в Казан, ин-те науч. орг-ции труда. Участник Вел. Отеч. войны. После войны работал в редакции ж. «Совет әдәбияты», в К-те радиофикации при СМ ТАССР, в Казан, авиац. техникуме.
В 1926 в ж. «Безнең юл» был опубл. первый рассказ Е. — «Озын көй тыңлаганда» («Слушая протяжную мелодию»). Затем появились другие рассказы, пов. «Дус кеше» («Друг», 1929). Лит. критика отметила как положительные (внимание к внутр. миру героев), так и отрицательные (налёт книжности, излишний мелодраматизм) стороны творчества молодого автора. В большую лит-ру Е. вошёл с рассказами, написанными в годы Вел. Отеч. войны. Глубоким психологизмом, лиризмом и филос. значимостью отличаются рассказы «Бала» («Девочка», 1941), «Ана һәм кыз» («Мать и дочь», 1942), «Мәк чәчәге» («Маковый цветок», 1944), «Бер генә сәгатькә» («Только на час», 1944), «Тауларга карап» («Глядя на горы», 1948), «Кем җырлады» («Песня любви», 1956), «Әйтелмәгән васыять» («Невысказанное завещание», 1965) и др. Авторская философия осн. на оптимистическом отношении к жизни, к будущему своего народа. Изображение взаимоотношений поколений отцов и детей в произведениях Е. дано на уровне чёткой и принципиальной идейно-эстетической концепции. Особенно удавались писателю образы людей ст. поколения с традиционными нац. чертами характера. Это Галимджан-абзый и Марьям-абыстай («Только на час»), Хамида («Мать и дочь»), старик Лукман («Глядя на горы»), Акәби, старик Миннебай («Невысказанное завещание») — носители прекрасных человеческих качеств, и именно в них автор воплотил идею непрерывной связи поколений.
Произведения о любви отличает пристальный, вдумчивый взгляд на взаимоотношения людей. Автор предостерегает:
безответственность в любви чревата неожиданными драмами. Сложные человеческие судьбы убедительно и достоверно изображены в рассказах «Ялгызлык» («Одиночество», 1957), «Төнге тамчылар» («Ночная капель», 1964), повести «Саз чәчәге» («Болотный цветок», 1955), «Йөрәк сере» («Тайна сердца», 1957), «Рәшә» («Марево», 1962), «Вөҗдан» («Совесть», 1968) и др.
Писателя прежде всего привлекает иссл. внутр. мира человека, сферы его чувств, нравственности. В произведениях Е. нет чётко выраженных «производственных конфликтов», погони за поверхностной злободневностью, готовых решений, не предпринимаются попытки «подогнать» жизнь под жёсткую схему. Писатель не склонен формулировать свою идею прямо, навязывать своё отношение к персонажам. Беспристрастно и объективно он изображает то или иное явление, предоставляя делать выводы читателю. В пов. «Рәхмәт, иптәшләр» («Спасибо, товарищи», 1952), «Болотный цветок», «Марево», «Совесть» рельефное освещение нравственных проблем подчинено задаче эмоционального воздействия на читателя; с ювелирной точностью анализируются внутр. побуждения героев, ситуации; даются детально разработанные мотивировки. Произведения Е. глубоко психологичны. Разоблачение мещанства, стяжательства, двуличия и эгоизма в его повестях порой вызывало разноречивые оценки, ожесточённые дискуссии. Но каждый раз жизнь подтверждала правильность взглядов и позиции автора.
Переживания героев Е. часто сопровождают музыка, песня, что позволяет говорить о последовательно проводимой традиционно романтической концепции. Большое место в творчестве Е. занимают также ирония, сатира и юмор, в к-рых отражается своеобразие его худож. стиля. Образный, выразительный язык, сатира, порой доходящая до сарказма, придают его рассказам неповторимую силу воздействия (сб-ки «Чәнечкеле хикәяләр» — «Колючие рассказы», 1962; «Салават купере» — «Радуга», 1966; «Шило в мешке», 1967). Любовному эпизоду из жизни композитора С.Сайдашева посв. ром. «Гөләндәм туташ хатирәсе» («Воспоминания Гуляндам-туташ», 1977; рус. пер. «Гуляндам», 1978).
В созд. в последние годы жизни произв. «Хәтердәге төеннәр» («Узелки памяти», 1983), «Соңгы китапап» («Последняя книга», 1986), «Кояш баер алдыннан» («Перед закатом солнца», 1996) автор с присущей ему обстоятельностью подытоживает свой жизн. и творческий путь, анализирует полит., обществ, и лит. события уходящего века, размышляет об истории и будущем татар, народа, всей страны. Их можно рассматривать и как обращение, разговор с будущими поколениями читателей, и как предостережение от повторения ошибок старшего поколения.
Е. активно работал и в области худож. перевода. Автор переводов произведений Н.В.Гоголя, А.Н.Островского, М.С.Бубеннова, О.Гончара, К.Г.Паустовского, Э.Г.Казакевича, Ч.Айтматова. Лауреат Гос. пр. ТАССР им. Г.Тукая (1984). Награждён орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями.

Соч.: Әсәрләр: 5 томда. К., 2000-04; Юлчы. К, 1979; Глядя на горы. М., 1974; Страницы прошлого. К., 1998.
Лит.: Мустафин Р. Целебное озеро // Об раз времени. К., 1981; Xалит Г. С любовью к человеку // Портреты и проблемы. К., 1985; Сверигин Р., Хатипов Ф. Тормыш моцын тоеп // Казан утлары. 1978. № 1; они же. Рэшэле донья // Мирас. 1999. № 3-4.
Р.Х.Свершин
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International