История татарской советской литературы. Тази Гиззат (отрывки из книги)

Т. Гиззат — основоположник татарской историко-революционной драматургии...

... Проблему народа, как одну из центральных в литературе и искусстве начала 30-х годов, одновременно разрабатывали многие татарские писатели...

Своеобразно она была решена Гиззатом, который в своих историко-революционных драмах широко развернул картины народной борьбы за свободу и независимость, вывел в них реалистические образы татарских крестьян-тружеников и их врагов. Прошлое татарского народа он показал не как безмятежную идиллию, не как царство покоя и согласия единоверцев, а в непрерывном развитии, в борьбе и столкновениях классовых интересов.

...Блестящее завершение проблемы народа у Гиззата нашло в известной драме «Поток» (1937), наиболее полно воплотившей основные принципы его историко-революционной драматургии.

Уже само название «Поток»... говорит о чем-то постоянно движущемся, неудержимом, все сметающем на своем пути. В дальнейшем становится понятным, что неудержимым потоком большевики называют организованный народ: «Не за горами то время, когда настрадавшиеся в нищете и закаленные в борьбе рабочие, измученные кровавыми окопами солдаты и день ото дня нищающие крестьяне выйдут на улицы и весенним потоком ринутся на царские дворцы». (Поток. Казань. 1940, с. 31).

... Жизнь и дела людей давно прошедших лет нашли живую перекличку с современностью, с умонастроениями современного зрителя потому, что проблемы счастья, борьбы, подлинной красоты были поставлены и решены писателем с большой художественной силой.

... Подняв татарскую историко-революционную драму до уровня самостоятельного жанра с большим идейным и эстетическим содержанием, Гиззат полно и всесторонне разработал в ней ряд центральных для литературы 30-х годов проблем.

Творчество классика татарской советской литературы Тази Гиззата представляет собой выдающийся вклад в сокровищницу нашей многонациональной культуры. Неразрывная связь с современностью, с партией, с народом — отличительные черты его драматургии.

... Психологическая драма не ограничивает возможности писателя в расширенной, многоплановой характеристике героев...

Большой положительной вклад в разработку этой проблемы внес Тази Гиззат. Еще в своем довоенном творчестве, в начале 30-х годов, вопреки категорическим лозунгам сторонников ТАПП, молодой драматург стремился углубиться во внутренний мир героев, не ограничиваясь лишь классовыми ярлыками при их обрисовке. О том же убедительно говорила и его ежедневная актерская практика.

... Проблема личности и народа, личного и общественного, как отражение самой эпохи, в которую происходило все большее сближение личного с общественным, становится в творчестве Гиззата ведущей. Не случайно его следующее произведение «Алсу тан» (1950) было посвящено решению именно этой важнейшей идейно-эстетической проблемы.

... Так расширяются, раздвигаются рамки психологической драмы, приобретая в произведениях Т. Гиззата, главным образом в пьесах последних лет, черты политической драмы с ее пристальным вниманием к актуальным проблемам жизни народа...

(«История татарской советской литературы». Казань, Таткнигоиздат. 1965, с. 486, 487, 488, 489, 497).

 

 

 

Последнее обновление: 27 апреля 2016 г., 10:48

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International