Джалиль М. О либретто Т. Гиззата «Наемщик»

Либретто драматурга-орденоносца Тази Гиззата «Наемщик» написано по его собственной одноименной пьесе. Эта пьеса была музыкально оформлена композитором Салихом Сайдашевым и шла с большим успехом в Татарском академическом театре в период 1927-1931 годов.

Тов. Гиззат при переделке пьесы «Наемщик» в оперное либретто целиком использовал его сюжетное построение и подверг ее незначительным изменениям и сокращениям.

... Автор в реалистической форме отражает конкретный исторический отрезок времени в конкретной исторической обстановке. А именно крестьянские волнения в период отмены крепостного права. В этом отношении тема политически заостренная и интересная.

... Либретто разоблачает хищническую эксплуатацию и издевательства помещиков над крепостными и гнусную роль духовенства; реалистически показывает ненависть и протест народа против угнетателей...

Либретто богато материалом: образы конкретны, полнокровны.

Я считаю необходимым... принять либретто. Оно очень сценично и ... является прекрасным объектом для оперы. Кроме выше указанных достоинств в либретто есть еще один интересный момент. Это — наем бедняков и осужденных в солдаты вместо сыновей богатых и мулл. В татарском фольклоре и литературе есть много интересных рассказов об этом. Слово «Наемщик» (наемник) вошло в лексикон татарского языка... Это — яркий и очень характерный факт старого быта. Тов. Гиззат талантливо изображает его в своем либретто и на конкретной сцене показывает, как представитель народа своей хитростью и остроумием дурачит муллу...

Зав. литчастъю ТГОТ Залилов.
«Советская Татария», 1975, 14 сентября

 

Последнее обновление: 27 апреля 2016 г., 10:43

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International