Дочь родины. Талант страдающей души Фатимы Ильской

Источник: Кумысников X. Дочь родины: талант страдающей души Фатимы Ильской // Казань. – 1997. - №5-6. -С. 115-120

Было время, когда при упоминании имени прославленной татарской актрисы Фатимы Ильской перед глазами зрителей возникало множество замечательных женских образов, в которых современники находили глубокую страсть, неподдельную искренность и правду жизни. Сегодняшняя молодежь подчас воспринимает восторженные оценки своих дедов и бабушек с сомнением: действительно ли Ильская была такой яркой звездой сцены, нет ли тут преувеличения?
Ильская завоевала право быть течение долгих лет первой актрисой татарской сцены огромной работоспособностью, недюжинной силой воли, умением с большой достоверностью раскрывать женские характеры и, наконец, благодаря удивительно красивому голосу, покорявшему необыкновенной чистотой и богатством интонаций.

В театр она попала неожиданно.

Ей было двенадцать лет, когда отец повез ее в Оренбург. Семья жила в деревне, и он решил порадовать дочь поездкой в город. Фатиме там очень понравилось, и перед возвращением домой она стала упрашивать отца не уезжать и вообще остаться в городе навсегда. Отец торопился и уже запрягал лошадь, но девочка продолжала умолять выполнить ее просьбу. За нее заступилась тетя, сестра отца. Так Фатима осталась в Оренбурге.
Как-то тетя повела ее на театральное представление татарской оренбургской труппы "Ширкат" ("Товарищество"), которой руководил режиссер Вали Муртазин-Иманский. На Фатиму спектакль произвел большое впечатление, и она уговорила тетю еще раз сводить ее "на театр", благо дом, где давали представления, был неподалеку.


Ф. Ильская и Г. Кариев

Они зашли в большую комнату и расположились на двух свободных табуретах. Действие уже началось. На сцене ходили люди, о чем-то говорили... Но Фатима их не слушала. Ее что-то беспокоило, и неожиданно девочка воскликнула: "Это не так!"
После того, как в комнате зажгли лампы и актеры раскланялись, к Фатиме подошел молодой мужчина:
- Скажи, туташ (барышня. — тат.), почему ты вовремя спектакля крикнула: "Не так!"? Что случилось?
- Ничего не случилось. Просто ваша девушка не умеет целоваться...
- А как надо?
- Ну, я здесь показывать не могу... Вот если бы я была там, где она...
- Не хочешь ли ты стать актрисой?
- А можно? Я согласна!
Примерно такой диалог произошел между Муртазиным-Иманским и Фатимой, которая тринадцати лет от роду поступила на сцену. Впоследствии она получила фамилию Ильская, что значит актриса — дочь родины. В труппе "Ширкат" Ильская дебютировала в роли Рокии из пьесы Фатиха Амирхана "Неравные".
Молва о таланте юной артистки дошла до Казани, и руководитель труппы "Сайяр" Габдулла Кариев пригласил Ильскую к себе, обещая ей золотые горы. Через год она предстала перед изумленными взорами казанских зрителей -высокая, стройная и красивая, и сразу же покорила их необыкновенным обаянием и темпераментом.
Мастерство Ильской оттачивалось в период гражданской войны, когда она разъезжала в составе в театральных фронтовых бригад. В начале двадцатых Ильская играет на сцене Татарского театра в Ташкенте. И лишь в 1923 году возвращается в Казань, где поступает в Татарский театр имени Красного Октября, переименованный позднее в связи с его двадцатилетием в Академический.
Карим Тинчурин, руководивший тогда театром, сразу приметил молодую артистку и старался занимать ее во всех спектаклях. Ей же самой больше всего полюбилась роль Зухры в трагедии Фатхи Бурнаша "Тахир и Зухра".
Зухра Ильской была лиричной и очень чувствительной девушкой с романтической натурой. Зрителей тех лет пленял образ красавицы, которая страстно поведала о своей неизбывной любви к Тахиру.
Успех Ильской в роли Зухры был настолько велик, что Тинчурин в 1925 году вторично поставил трагедию Бурнаша (в те годы спектакли не сохранялись в репертуаре больше одного сезона). В новой постановке великолепно зазвучал дуэт Зухры и Тахира, которого играл Г. Айдарский, монолог прекрасной возлюбленной тоже стал более насыщенным эмоционально. Особенно интересной была сцена, в которой Зухра и Тахир предавались музицированию. Зрителей умиляла идиллическая картина: возлюбленные выводят на своих инструментах печальную мелодию...
Зрители с восторгом принимали спектакль, и он сохранялся в репертуаре долгие годы. Критик Мухаммет Парсин писал: на представлениях народу бывает видимо-невидимо, даже во время уразы посещают! ("Кызыл Татарстан", 23 марта 1928 г.)
В 1926 году Тинчурин поставил свою сатирическую комедию "Жил-кэнсезлэр" ("Без ветрил"). Сам он сыграл в спектакле роль главного героя Батырхана, жениха красавицы Дильбар.
...Батырхан приходит в дом бая Нуретдина, чтобы поздравить его дочь Дильбар с успешным окончанием гимназии и одновременно просить ее руки. Взволнованный отец приглашает дочь встретить гостя. Скромная девушка делает реверанс и намеревается уйти, но отец задерживает ее и просит принять участие в беседе с будущим депутатом Государственной Думы. Дильбар охотно соглашается: ей приятно находиться рядом с человеком, который, думается, вершит большими делами. Батырхан ей нравится.
Ильская играла в этой сцене интеллигентку, которая, казалось бы, счастлива находиться в центре внимания со своими разглагольствованиями о политике. Но что она представляла собой на самом деле?
В другой сцене возбужденная Дильбар врывается в комнату в поисках отца: ей надо купить заграничный отрез на платье! Старшая сестра горбунья Рокия, которую великолепно играла Нафига Арапова, не может толком ответить на грубый вопрос девушки. От скромности и интеллигентности Дильбар не остается и следа — по сцене бегает со злым лицом разъяренная хищница. Только узнав, что отца действительно нет дома, она изменяется до неузнаваемости: мягко подходит к Рокие, улыбается и, ласково обращаясь к ней, умоляет дать денег до прихода отца...
Ильская мастерски создала образ Дильбар, раскрыв разные черты ее характера: зрители видели в ней и татарскую Жанну д'Арк, и пустую мещанку, жену мелкого нэпмана Зайнетдина. Работа над этим образом выявила поразительную многогранность актрисы.
Героини Ильской — натуры противоречивые, сложные. Вот почему ее игрой восхищались современники. И каждый хоть раз видевший эту актрису в лучших ролях восклицал подобно Галие — героине "Неотосланных писем" Аделя Кутуя: "Помнишь, Искандер, как в любимой своей роли вихрем вылетала на сцену Фатима Ильская с задорным и радостным возгласом: "Тра-ля-ля-ля-ля!"
Большинство героинь Ильской были женщины, на долю которых досталось много невзгод и страданий. Такой для нее оказалась и Таня в одноименной драме Алексея Арбузова, поставленной в 1938 году. В то время на актрису обрушилось огромное горе: арестовали как врага народа ее мужа Фатхи Бурнаша, которого она никогда уже больше не увидела.
Когда в середине пятидесятых годов я попросил Фатиму ханум рассказать о работе над ролью Тани, глаза ее увлажнились. Я почувствовал, что у актрисы особое отношение к тому времени.

Сцена из спектакля "Женитьба Фигаро"
Бомарше. Режиссер Н. Фрид, художник
А. Романов. Фигаро — А. Сагитов,
Сюзанна — Ф. Ильская.

- Моя Таня была немного наивной, немного легкомысленной, однако славной девушкой. И посмеяться, и пошалить умела. И вот первое влечение, первое чувство. Для любви надо жертвовать -- Таня жертвовала.
Жертвовала самым дорогим, без сожаления. Но оказалось — напрасно: Герман полюбил другую. Тане стало невмоготу, она по-прежнему любила Германа. И девушка решает покинуть дом, в котором разбились ее мечты. Пусть только никто не узнает об уходе. В соседней комнате весело смеялись, произносили тосты. Там Герман, там другая... И так мне самой становилось больно и жалко себя, что хотелось плакать. Ведь моя жизненная судьба схожа с судьбой русской женщины Тани.
- Мои друг Адель Кутуй, - продолжала Ильская — много раз смотрел спектакль "Таня" и даже написал хорошую, теплую рецензию. Особенно хорошо помню описание ухода моей Тани из дома Германа: она вся была в нервном напряжении, перед ней — передо мной лежал чемодан, который я беспрестанно закрывала и открывала, не осознавая, что происходит...
В образе Татьяны Луговой из пьесы Горького "Враги" Ильская с болью поведала о судьбе еще одной несчастной женщины, тоже как бы играя собственную жизнь. Страстная правдолюбица Татьяна живет среди лживых, жестоких и продажных людей. Она старается не замечать их жестокости, но невозможно не видеть их дурной игры. В печальных глазах героини Ильской застывает вопрос: зачем людям надо мучить друг друга? Ей тоскливо и горько в мире ложных чувств, но перешагнуть порог и войти в иной мир она не в состоянии...
Жить в постоянном нервном напряжении жене "врага народа" было очень тяжело. И она вся уходила в творчество. Ей выпало счастье сыграть лучшие роли мировой драматургии.
В 1938 году Ильская сыграла роль Сюзанны в комедии Бомарше "Женитьба Фигаро", в сорок первом блистательно исполнила роль Джульетты в спектакле по трагедии Шекспира
"Ромео и Джульетта". А через год она выступает в роли Дианы из комедии Лопе де Вега "Собака на сене".
Диана Ильской во имя настоящей любви, во имя красоты жизни ломала на своем пути социальные преграды, отметала предрассудки. Актриса утверждала моральную победу человека, устремленного к прекрасному.
В один из морозных вечеров военного сорок четвертого Фатима ханум пережила еще одно страшное горе, от которого не оправилась до конца жизни. В театре шла трагедия Островского "Гроза", Ильская играла Катерину. Перед последним актом ей вручили телеграмму. Уже прозвенел второй звонок. Она быстро распечатала телеграмму и побелела: в ней сообщалось о героической смерти на фронте сына. Мать окаменела и не услышала третьего звонка на выход. Только тревожные возгласы помощника режиссера вывели актрису из оцепенения. Фатима ханум собралась, вытерла нахлынувшие слезы, вышла на сцену и сыграла финал. Он прозвучал особенно трагично. Лишь после окончания спектакля она позволила себе дать волю материнскому чувству и уже не смогла сдержать душивших ее рыданий...
Пережив годы войны, Ильская не сломилась. Она всегда отличалась творческим горением, и когда ей дали роль Фатимы и драме Мирсая Амира "Песня жизни", тут же приступила к работе. Режиссер Кашифа Тумашева одобрила ее.
Образ солдатки Фатимы, созданный артисткой, был исполнен глубокой лирики и раскрывал драматическую судьбу женщины военных лет, на долю которой выпали не только физические тяготы, но и нравственные испытания. Актриса старалась дать ответ на один из острых вопросов времени: может ли солдатка мужественно переносить разлуку с супругом или же ее чувства изменчивы?
Мягкими, нежными мазками рисовала Ильская образ доброй, душевной женщины, старающейся подавить в себе нахлынувшее чувство любви к Фариту. Боясь даже думать об этом человеке, она с головой уходит в работу. Однако образ его всюду преследует женщину, и чувства уже готовы вырваться из-под власти ее воли... Но чу... Слышится песня:
Я жив, я не умру,
Любовь сильней
холодной смерти...


Ф. Ильская и И. Ильинский на Казанском вокзале в Москве во время встречи участников Декады татарского искусства. 1957 г.

Ильская—Фатима слушала эти слова неподвижно, оцепенев. Ее муж не умер, он жив! На лице Фатимы испуг и счастье. Все чувства смешались... Радость, которой наполнилось сердце, помогла ей наконец ясно понять: она любит только мужа и никого другого. Муж остается в ее душе заветной песней, когда в финале Фатиме приносят скорбную весть...
Ильская создала прекрасный романтический образ, и многие зрители не могли удержать слез, видя в глазах женщины жгучую тоску о своем верном муже.
Фатима Салиховна говорила о своем проникновении в образ так: - При работе над ролью я должна досконально знать пьесу, ее основную мысль, ее внутреннее движение. Иначе я не воспринимаю режиссера. Он может говорить о чем угодно, произносить любые умные речи, но если я сама не вникаю в суть пьесы, то остаюсь глухой. Я всегда хотела работать с теми, кто талантливее меня. Они помогали мне расти творчески, обогащали мыслью, правдой жизни. Это — Габ-дулла Кариев, Мухтар Мутин, Халил Абжалилов. И больше всего не люблю играть с актерами, у которых нет сердца и всегда пустые глаза.
Ильская могла трудиться с утра до ночи и, казалось, никогда не утомлялась. Она уставала лишь тогда, когда не имела работы. В такие времена артистка становилась молчаливой, донельзя грустной и ко всему ранодушной. Творческий застой наводил ее на мрачные мысли, напоминал годы, когда она как жена "врага народа" была лишена встреч со своим зрителем. Так случилось в пятидесятых. Возможно, и режиссеры тогда считали талант Ильской уже иссякшим и не давали ей ролей. А если актриса и выступала, то в ролях явно ей не интересных, даже умалявших ее способности. И у многих возникало естественное недоумение и даже сомнение по поводу прошлого ореола ее славы. Но Ильская мужественно перенесла затянувшуюся паузу в творчестве.
Народный артист СССР Михаил Иванович Жаров во время Декады татарского искусства в Москве поделился воспоминанием: в каком-то музее ему показывали картины, которые не очень привлекали внимание посетителей и не трогали его самого, а потом повели в запасник, где были сокрыты подлинные шедевры — они не отвечали вкусам хранителей. Ильская оказалась именно таким потаенным шедевром. Как только актриса стала получать роли, она, несмотря на свой преклонный возраст, вновь поразила своим талантом. Фатима ханум вся преображалась, каждая новая работа приносила ей радость и удовлетворение. И рождались произведения сценического искусства, о которых вспоминаешь с восхищением.
Перед моими глазами и сейчас одна из последних работ Ильской - в спектакле по пьесе Островского "Последняя жертва", поставленном Михаилом Новохижиным. Ильская играла роль свахи Глафиры Фирсовны. Обычно свахи Островского представали на сценах этакими словоохотливыми сплетницами, старающимися своим подобострастием и мелочными заботами о невесте заработать на день грядущий. Ильская в роли Глафиры Фирсовны, по мнению режиссера-постановщика спектакля, ...женственная и в то же время величавая". "И нам хотелось, — писал Новохижин, — показать в ее героине властную, горделивую женщину. Если бы это была другая актриса, мы, наверное, в своих поисках отталкивались бы от чего-то другого". ("Нас спаял Островский". "Театральная жизнь", 1969, № 2,с.7)
Многие восхищались тем, что Ильская одинаково талантливо выступала в комедиях и в трагедиях, в спектаклях по произведениям татарских драматургов и русских и зарубежных классиков. Это удавалось ей благодаря тому, что она с первых шагов на сцене попала в окружение выдающихся деятелей татарской культуры. Общение с корифеями национального искусства Г. Кариевым, К. Тинчуриным, Ф. Бурнашем, Ф. Амирханом, А. Кутуем, Г. Исмагиловым, X. Абжалиловым сделали Ильскую истинным мастером сцены.
В течение многих десятилетий Ильская несла своему современнику высокие чувства, зовущие людей к самопожертвованию, подвигу во имя прекрасного. Через все ее творчество прошла тема большой любви, тема освобождения женщины от бесправия и гнета предрассудков. В этом глубокая сила и пафос творчества Фатимы Ильской, ее заслуга перед национальным театром.
Умерла выдающаяся татарская актриса в 1984 году в возрасте восьмидесяти двух лет.

Халит КУМЫСНИКОВ









Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 21:48

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International