Театральная энциклопедия

Источник: Театральная энциклопедия .— Москва : Советская энциклопедия, 1961-1967 .— Т. 2: Гловацкий - Кетуракис / гл. ред. П. А. Марков .— 1963 .— 1212 стб. 

КАМАЛ, Галиасгар (6.1.1879—8.VI. 1933) — татарский драматург, общественный и театральный деятель. Родоначальник новой татарской драматургии, один из основателей татарского театра. Родился в Казани, в семье кустаря, учился в медресе, занимался самообразованием, знал многие языки. Уже в первой своей пьесе «Несчастный юноша» (1898) обнаружил интерес к социальным вопросам, выразил просветительские идеи. Демократические устремления Камала чётко обнаружились в годы революции 1905—07. Он создал газеты «Азат» («Свобода», 1906), «Азат халык» («Свободный народ»), вместе с народным поэтом Г. Тукаем сатирический журнал «Молния» (1908).
Одновременно Камал активно участвует в создании татарского национального театра, который 22 декабря 1906г. показал свой первый публичный спектакль. Его пьесы, отличающиеся глубоким реализмом, жизненностью и современностью конфликта, мастерством лепки характеров, составили основу репертуара дореволюционных татарских театров.
Уже в первых пьесах Камал подвергает критике невежество и темноту («Несчастный юноша»), утверждает демократические идеи. Иллюзии о всесилии просвещения в переустройстве общества скоро сменяются резко отрицательным отношением к существующему строю. Камал обращается к сатирической комедии, выводит на сцену галерею сатирических образов, олицетворяющих старый, ненавистный ему мир, часто показывая в пьесах подлинные события.
Так, в комедии «Первое представление» (1908) воссоздан провал татарских реакционеров, боровшихся против создания национального театра. Имя Хамза-бая, главного героя пьесы, стало олицетворением всего старого, уходящего. В «Тайнах нищего народа» (1912) Камал развенчивает так называемые благотворительные общества, срывает маски с прислужников царизма, лицемерно выдающих себя за благодетелей народа. В «Банкроте» (1912) разоблачает миф о возможности честного обогащении, которое упорно пропагандировали идеологи буржуазии.
На реалистической драматургии Камала выросло несколько поколений татарских артистов и режиссёров: Г. Кариев, 3. Султанов, Г. Болгарская, К. Шамиль, Ф. Ильская, X. Абжалилов.
Камал и его единомышленники в театре понимали, что для развития национального сценического искусства и воспитания своего зрителя необходимо широкое использование произведений мировой классики. Поэтому Камал обратился к переводческой деятельности. Им были переведены пьесы Гоголя, Островского, Горького, Мольера, Лопе де Вега и др.
Значительна роль Камала в формировании национального театр, эстетики. Своими многочисленными статьями, рецензиями на спектакли и пьесы и практическими советами он способствовал становлению реализма в татарском театре.
Высокие гражданские качества Камала ярко раскрылись в период Октября и гражданской войны. Восторженно приняв революцию, он целиком отдался делу создания советской национальной культуры, писал злободневные стихи, инсценировки. В период гражданской войны Камал вступил в Красноармейскую татарскую труппу в качестве рядового бойца - артиста.
Камалу принадлежит одна из первых пьес о советской действительности «Милая Хафиза» (1921) — о благотворном влиянии народной революции на развитие новых человеческих отношений.
Камалу было присвоено звание народного драматурга (1926), имя Камала носит Татарский государственный академический театр в Казани (1939). Пьесы его постоянно сохраняются в репертуаре советских татарских театров.

Последнее обновление: 15 января 2024 г., 09:40

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International