Классик татарской драматургии Галиаскар Камал

Источник : Камал Г. Банкрот: комедия в 3 действиях.- Казань, 1944.- 12 c.

Классик татарской драматургии, отец татарского театра Галиаскар Камал родился в Казани, в семье бедного кустаря. Он учился в казанских медрессе, принимал активное участие в общереформистическом движении шакирдов, выступал против влияния феодального востока и полуфеодальных пережитков в татарском быту.
Галиаскар Камал начал творить задолго до зарождения татарскою театра и заслуженно считается зачинателем татарской драматургии. Летом, во время ярмарки, бывая в Нижнем Новгороде, Г. Камал присматривался к жизни народа, посещая цирки, спектакли русских театров. У него появилось желание самому написать пьесу и в 1898 году создал свою первую вещь — драму «Бәхетсез егет» («Несчастный юноша»), которая начала ставиться на любительских спектаклях и была напечатана в 1899 году. Окрыленный успехом, молодой автор написал вторую пьесу «Три подлеца». Вскоре Г. Камал открыл маленькую книжную лавку «Магариф», имевшую большое значение в деле объединения лучших представителей татарской литературы. Спустя некоторое время он привез из Константинополя много переводной литературы прогрессивных авторов и начал издавать переводную литературу с русского языка.
В период 1905 года Г. Камал близко сошелся с первым татарским большевиком X. Ямашевым и рабочими соц. демократами, много работал по распространению социал-демократических листовок и брошюр на татарском языке.
После 1905 года Г. Камал занялся журналистикой: стал издавать газету «Азат», заем «Азат Халык», но вскоре царские власти закрыли эту газету, а Г. Камалу удалось отделаться штрафом.
В 1906 году в Казани был дан первый открытый спектакль на татарском языке. Г. Камал принял в нем самое активно» участие. В 1908 году Г.Камал, совместно с татарским народным поэтом Г. Тукаем, издавал юмористический журнал «Яшен». В этот период он написал пьесы: «Первый спектакль» и «Из-за подарка». После создания труппы «Сайяр» он всей душой отдался ее работе.
Активно боровшийся против феодальных пережитков в татарской жизни, Г. Камал, как представитель реалистического театра, своих героев изображает в типичной им обстановке. Он мастерски показывает жизнь татарского купечества и мещанства. Хамза из пьесы «Первый спектакль», думающий, что пристав— это все на свете, и торговец Ахметзян из пьесы «Тайны нашего города» — являются классическими образцами скудоумия, тупости и невежества. Создав яркие образы, Г. Камал оказал неоценимую услугу росту артистических сил татарской сцены. Его пьесы «Любодей», «Трйны нашего города», «Банкрот», «Даджал», «Родня», «Женюсь, зачем женился?» и др. не сходили и не сходят со сцены. (Он написал более 15 оригинальных больших пьес и перевел более 100 пьес классиков русской и иностранной литературы).
Один из основоположников татарского литературного языка, Г. Камал очень много сделал в смысле очищения татарского языка от тюркизмов, арабизмов, фарсизмов. В этой области он, работая рука об руку с Г. Тукаем, действительно добился огромных успехов.
Немало потрудившийся и в области публицистики, Г. Камал в первые же годы Великой Октябрьской Социалистической Революции встал на сторону рабочего класса и трудящихся крестьян и весь свой талант, все свои силы отдал революции. В годы гражданской войны Г. Камал усиленно работал в области сатиры и юмора. В последние годы жизни он работал над большими произведениями, которые ему не удалось завершить. В 1920 году ему было присвоено звание народного драматурга Татарии.
Комедия «Банкрот», как и «Тайны нашего города», является одной из сильнейших комедий как Г. Камала, так и всей татарской драматургии. Г. Камал в этой сюжетной комедии, написанной с большим мастерством, с необычайной силой изображает дикость, бескультурье татарской буржуазии. Сиразетдин — это собирательный тип татарского купца, стремящегося к единственной цели — наживе. Он приспосабливается к капиталистической жизни. Он сам очень далек от понимания основ этой жизни, но ради наживы идет на любую низость — доходит даже до того, что прикидывается сумасшедшим. Сиразетдина окружают подобные же ему людишки. Все эти Гульджиганы, старухи Нагимы, Туганым и др.—ограниченные люди, ведущие исключительно животный образ жизни.
Татарский Государственный Академический театр имени Г. Камала, возобновляя в новой постановке спектакль этой классической комедии, ставит своей задачей показать жизнь татарской буржуазии во всей ее уродливости, во всей ее дикости, показать то, до какой низости доходила она во имя наживы.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International