Махмутов X. Основоположник татарского театра

Источник: Советская Татария. — 1976. -14 мая

Татарский профессиональный театр возник в период первой русской революции 1905-1907 годов. Одним из первых его организаторов был Габдулла Кариев.
Габдулла Кариев родился 8 (21) мая 1886 года в семье крестьянина деревни Кульбай Мораса Чистопольского уезда бывшей Казанской губернии. Уже в школе он проявил большие способности. Для дальнейшего образования пятнадцатилетнего юношу отправляют в Уральск. Здесь он встречается с Г.Тукаем, и между ними завязывается большая продолжительная дружба. В этом же городе проявляются и артистические наклонности юноши.
Начало профессиональной творческой биография Кариева относится к концу 1907 года. Это связано с пребыванием его в Нижнем Новгороде. Приехав сюда из Уральска для продажи газет и журналов, он посещает спектакли небольшой передвижной татарской труппы И. Кудашева-Ашказарского, а затем становится и участником ее.
Вскоре Ашказарский оставляет коллектив, и в декабре 1907 года Г. Кариев единогласно избирается руководителем труппы, которая чуть позже будет названа Г. Тукаем «Сайяр» («Странствующие звезды»).
Дальнейшая работа «Сайяра» полностью связана, с именем Кариева. Труппа постепенно набирает силы и становится ведущим профессиональным татарским театральным коллективом всего дооктябрьского периода, а ее руководитель проявил себя как умелый организатор, воспитатель коллектива, талантливый режиссер и актер.
В своей деятельности Г. Кариев с первых же дней стремился к созданию передового демократического национального театра. Он считал его средством просвещения и воспитания народа, что во многом определило репертуарную политику. Для осуществления своих замыслов он устанавливает тесную связь с такими драматургами, как Г. Камал, Ф. Амирхан, С. Рамиев, И. Богданов, и активно ставит их произведения, в которых с позиций критического реализма раскрываются картины дооктябрьской жизни татар. Особенно привлекали театр сатирические комедии Г. Камала - острое оружие против отсталости, невежества, фанатизма. Именно в комедийных спектаклях этого периода ярко раскрывается талант многих татарских актеров, в том числе и Кариева. Созданные им остросатирические образы в комедиях Г. Камала «Первое представление», «Банкрот», «Тайны нашего города» стали большим событием в татарской театральной жизни. В 1912 году за умелое руководство труппой «Сайяр» и за артистический талант, не имеющий себе равных, его называют «отцом татарского театра». Подписывают этот документ Г. Тукай, Г. Камал, X. Ямашев, Ф. Амирхан, С. Гиззатуллина-Волжская и многие другие деятели татарской культуры.
«Сайяр» почти круглый год гастролирует по стране, обслуживая многие тюркоязычные народы. Его спектакли тепло принимают как зрители родного края, так и на Кавказе, в Средней Азии, Казахстане, Сибири и на Урале. Но уже с 1912 года в зимние месяцы он переходит на стационарную работу в Казани.
Кариев наряду с оригинальной драматургией болыное внимание обращает на обогащение репертуара переводами лучших произведений русской, азербайджанской и зарубежной классики. Переделки на татарский лад стали пройденным этапом. «Сайяр» ставит без изменений трагедию Шиллера «Коварство и любовь», драмы А. Островского «Гроза» и Н. Вазирова «Горе Фахрутдина». Такие спектакли заметно обогатили игру Кариева и других артистов. Одновременно ведутся поиски в романтическом направлении, которые придают эмоциональность и, яркость исполнительскому стилю. После просмотра «Грозы» Мулланур Вахитов в 1914 году в «Мусульманской газете» писал, что Кариев, Болгарская, Байкина - это первые приветные, лучи надвигающейся новой жизни; пахари и сеятели, которые неустанно и самоотверженно работают на радость грядущих поколений.
Конец 1915 - лето 1918 годов - период наивысшего расцвета творческой жизни Кариева. Он еще активнее работает с драматургами, объявляет конкурсы на лучшие пьесы, высказывает в печати ценные соображения по созданию новых сценических произведений. Он широко использует творчество таких драматургов, как Ш. Камал, К. Тинчурин, М. Файзи, Ф. Бурнаш, Г. Кулахметов. В спектаклях «Галиябану» М. Файзи, «Тахир и Зухра» Ф.Бурнаша, «Молодая жизнь» Г. Кулахметова Кариев исполняет самые ответственные роли, прочно завоевывая умы и сердца зрителей.
Все более и более расширяется переводной репертуар. На сцене театра появляются «Ревизор» Гоголя, «Без вины виноватые» Островского, «Вишневый сад» Чехова, «Мещане» Горького, «Альмансор» Гейне, «Надиршах» Нариманова. Классика помогла наиболее полно раскрыться разностороннему таланту актера. Если в первые годы Кариев в большинстве случаев ограничивался образами татарских стариков, комедийными персонажами, то теперь ярко проявились его возможности и в драматических, и в трагедийных ролях, Кариев был актером реалистического направления. Обладал исключительным даром импровизации. Своих героев внимательно искал в жизни, наблюдал за ними, создавал конкретные и в то же время обобщенные, типичные образы той или иной эпохи. Всегда стремился к сочетанию внешнего рисунка с внутренним миром своих персонажей. Всю жизнь кропотливо работал над усовершенствованием актерского мастерства.
Будучи руководителем труппы, Кариев повсеместно искал и находил яркие дарования, умел их ценить. Крупнейшие актеры труппы «Сайяр» Г. Болгарская, К. Тинчурин, 3. Султанов, К. Шамил, И. Таждарова, Н. Арапова, А. Синяева, Ф. Ильская и многие другие являются его учениками.
В дооктябрьское время трудно было получить разрешение царской цензуры на постановку той или иной пьесы, в которой утверждались прогрессивные, передовые идеи. Кариеву не раз приходилось вступать в единоборство с царской цензурой и местной полицией по поводу постановки спектаклей. Он упорно боролся с религиозными фанатиками, которые неоднократно пытались остановить начатую им работу по просвещению и воспитанию народа.
Благородное дело Кариева сегодня продолжается, приобретает новый размах. Театр, основанный им, отметит в этом году свое семидесятилетие. И в юбилейных торжествах имя замечательного сына татарского народа займет свое достойное место.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International