Музыкальное видение мира - это болезнь

Источник: Время и деньги.- 2007.-2 марта

Леонид ЛЮБОВСКИЙ в эти дни отмечает свое семидесятилетие, 4 марта должен был пройти его юбилейный концерт. Но композитор сильно простудился и попал в больницу, концерт перенесли на более поздний срок. Мы все-таки смогли дозвониться до Леонида Зиновьевича, поздравить его с юбилеем и взять небольшое интервью.
- Если мы отбросим болезнь, какое душевное настроение в дни юбилея?
Ну какое может быть душевное настроение? Долго настраивался на этот концерт и вот... очень хотелось встретиться с публикой, давно с ней не встречался на симфоническом концерте. Но надеюсь, что в ближайшее время эта встреча все-таки произойдет.
- Что будет исполнено в программе юбилейного концерта?
В программе шестая симфония, фрагменты из балета "Сказание о Йусуфе" и концерт для фортепиано, который исполнит аспирант Московской консерватории, лауреат
международных конкурсов Андрей Шумилов.
- Вы собираетесь сами дирижировать оркестром?
Да, это же очень важно для меня - самому показать свою музыку.
- Почему последнее время вас так тянет к дирижированию?
Когда-то в России на факультетах композиции одновременно воспитывали и дирижеров-симфонистов. Это как бы одна специальность, потому что дирижер должен
работать на том же уровне, что и композитор, все понимать, все чувствовать. Дирижирование для композитора всегда было высшим пилотажем. Я не сразу к этому пришел, хотя занимался дирижированием еще в музыкальном училище. Но жестко я встал за пульт, когда почувствовал, что могу что-то сделать профессионально. Чайковский,
например, когда показывал свои первые сочинения, сам вставал за пульт, хотя его и упрекали, что он все проваливал. Опасность провала есть, это как у поэтов, им кажется,
что они лучше всех читают свои стихи. Но в музыке все немного по-другому, лучше композитора никто не знает его сочинение, партитура - сложная вещь. Хотя мне грех
жаловаться, оркестрами, исполнявшими мою музыку, дирижировали прекрасные дирижеры. Но возможность показать свою музыку самому - это особое ощущение, это
удовольствие, которое трудно объяснить.
- А кумиры в дирижировании есть?
Рахлин всегда был для меня авторитетом, это связано с его глубиной и человеческой, и художественной, другого такого дирижера у нас не было, хотя был талантливый Равиль Мартынов, Ренат Салаватов, который может сразу же вникнуть в образ. Хорошие дирижеры есть, но мне все-таки хочется самому продирижировать оркестром во время юбилейного концерта. Может быть, я не сделаю это на таком высоком уровне как, например, Альтшуллер, который дирижировал оркестром, исполняющим мою музыку в Петербурге. Это дирижер петербургской филармонии. Кстати, когда мои сочинения исполняли в Большом зале петербургской филармонии, за дирижерским пультом стоял я сам, и это моя гордость. Хотя тогда после концерта коленки у меня дрожали.
- Что вы думаете о нашем симфоническом оркестре?
Оркестр отличный, только сейчас нет хорошего погонщика. Проблема в этом. Но эта проблема характерна сейчас, к сожалению, для многих оркестров.
- Когда вы писали балет "Сказание о Йусуфе", принесший вам Государственную премию РФ, прогнозировали ли вы такой успех этого сочинения?
Я настолько был погружен в эту библейскую атмосферу и атмосферу Корана, что мне хотелось просто туда перенестись. Я понял, что для того, чтобы ее передать, ни в коем случае нельзя опускаться до бытовых интонаций. Материала было очень много, даже Николай Боярчиков, который начинал работать над этим балетом, поразился, как
много было мной написано музыки. Мне было важно приблизиться к высоте священных книг, а успех или неуспех ждет балет, я об этом даже не думал. В том, что я на правильном пути, я был уверен. Но не был уверен в том, как это воспримет публика.



В день вручения награды

- Ваше предыдущее творчество не полемизирует с этим балетом?
Нет, я думаю, что все закономерно. И мои симфонии, и концерты для фортепиано с оркестром - они вели меня к этому балету. И то, что он получил в Москве и Петербурге отличную прессу, было приятно и неожиданно. Сейчас ведь знаете какая критика - над всем может поиронизировать. Композитор, естественно, приходит со своим решением, но когда он навязывает его публике, это очень опасно.
- Что есть главный стержень в вашем творчестве?
Наверное, это духовное состояние общества. Есть простые правила, которым мы должны следовать. Одно из них - живи так, чтобы твоему соседу было рядом с тобой комфортно. Вот Йусуф такой, его жизнь бьет, его предают, а он всем прощает. Он понимает, что мир несовершенен, ждет, что наконец-то все поймут - жизнь слишком коротка, чтобы опускаться до бытовизма, до злобы, до уничтожения себе подобных. Нужно идти к высокому пониманию жизни, когда все вокруг тебя радует, потому что тебе дано счастье побывать в этом мире. Сколько раз каждый из нас мог умереть, сам я не раз был на грани жизни и смерти. Надо дорожить буквально каждой минутой и благословлять каждую - и хорошую, и плохую. Все слишком непросто на земле, надо уметь прощать, надо снисходительно относиться к людям.
- С кем из музыкантов вам интересно работать?
Вы хотите, чтобы назвал кого-то? Я не буду называть имена. Потому что могу кого-то пропустить и этим обидеть. Я не делаю разницы между музыкантами. Для меня, например, литаврист, который играет в моем балете, - музыкант высочайшего
класса. Я могу сравнить его с первой скрипкой. И так каждого, главное, чтобы
музыкант ощущал оркестр и понимал музыку. В Казани вообще прекрасные музыканты, но не все они могут себя до конца реализовать. Им не дают дойти до публики. И в этом огромная проблема. Город наполнен талантливыми музыкантами, посмотришь где он играет, а нигде, в музыкальной школе преподает. Это обидно. Я считаю, что у нас не хватает еще одного оркестра, нам нужен еще один музыкальный театр. Это мог бы быть филиал нашего оперного. Директор Татарского академического театра оперы и балета имени М.Джалиля Рауфал Мухаметзянов - прекрасный менеджер, если бы он взялся еще и за создание филиала, это было бы здорово. У нас нет большего концертного зала.
- А БКЗ вас не устраивает?
Нет, по многим показателям это не филармонический зал, он не обладает хорошей акустикой, это органный зал. Неплохо что в Казани есть такой, но проблему он не решает. Недавно я был в Болгарии в г. Добриче, там 250 тысяч человек, их концертный зал вмешает 1200 человек, Нет нас такого зала, куда бы публика ходила не на декор смотреть, а музыку слушать. Нам нужен хотя бы скромный Дом музыки.
- А у нас есть молодые перспективные композиторы?
Есть перспективные и талантливые, но пока я не могу назвать того, кто бы меня в полную меру радовал, про кого я мог бы сказать, что вот с этим можно работать. Это не правда, что композитор - это профессия, это состояние души, композиторов всегда будут единицы. Не надо радоваться тому что в Союзе композиторов много членов, пусть лучше будет несколько человек, но настоящих композиторов. Музыкальное видение мира - это своеобразная болезнь, не все ей заражены. В искусстве нельзя быть вторичным, здесь все заново. Две-три ноты должны быть заново услышаны. Ахматова сказала хорошую фразу о Пастернаке: "0н наделен был вечным детством". Вот что такое художник.

Татьяна МАМАЕВА, "ВиД"

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 20:37

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International