Нигмедзянов М. Музафаров Мансур

Источник: Нигмедзянов М. Музафаров Мансур // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана – Казань, 1986.- С. 106-113.

Родился в Казани 6 марта 5902 г., умер 20. XI. 1966 г. Народный артист ТАССР (1964), лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая (1959). Музыкальные занятия будущего композитора начались еще до Октябрьской революции в любительских инструментальных ансамблях вместе со старшим другом Салихом Сайдашевым.
Он воспитывался в интеллигентной семье (мать была поэтессой и учительницей татарской женской школы) и общался с передовыми деятелями культуры своего времени. После победы Октябрьской революции - Мансур в рядах Красной Армии. В 1919 г. поступает в Казанский музыкальный техникум (по классу кларнета), в 1923 г.- в Московскую консерваторию. В 1931 г. Музафаров, окончив этнографическое отделение МГК (по композиции он занимается у А. Н. Александрова, по инструментовке у С. Н. Василенко), возвращается в Казань и работает на татарском радио. Стремясь продолжить свое образование, он вновь едет в Москву в Татарскую оперную студию при консерватории, где учится дирижированию и преподает в Башкирской оперной студии. Вернувшись в 1938 г. в Казань, работает композитором в оперном театре, редактором радио, а после открытия в Казани консерватории - преподавателем, позже доцентом и зав. кафедрой композиции. Он был первым татарским композитором с высшим специальным образованием. В его лице можно было видеть связь и преемственность традиций от первых татарских музыкантов-профессионалов (его первые композиторские опыты по обработке народных песен в период острых дискуссий о путях развития национальной музыки принципиально поддерживал Султан Габяши) к новому поколению композиторов конца 30-х гг. С этой точки зрения творчество М. Музафарова представляет особый исторический интерес.
Фундаментальное значение в творчестве композитора имела работа над народной песней, которая выражалась в ее освоении, изучении особенностей стиля (как музыкант-практик, исполнитель), позже в разнообразных обработках (для голоса и фортепьяно, для самых различных инструментальных ансамблей; для хоровой группы ансамбля) и как результат всего этого — в претворении народной музыкальной традиции в творчестве, ее развитии. Хотя многие композиторы (особенно того времен) прошли этап, школу обработки народной музыки, в творчестве Музафарова, пожалуй, не прекращалась эта работа на протяжении ВСЕЙ жизни.
Очевидно, этому способствовали по крайней мере два обстоятельства. Становление М. Музафарова как композитора происходило в период, бурных дискуссий о будущем кантональной музыки, о судьбе народных традиций и реалистических путях развития советской татарской музыки. Хотя на рубеже 20-х и 30-х гг. его не меньше других волновали эти проблемы, в силу своей скромности, не имея полной уверенности в правоте своих позиций Музафаров не принял участия в дискуссии, проведенной журналом «Яналиф». А на поставленные временем проблемы можно было убедительнее всего ответить творчестве, практикой, чем он интенсивно в тот период занимался. Понимая актуальность проблемы фольклоризма для молодых национальных культур, Московская консерватория учредила новое отделение — научно-этнографическое. Именно это отделение окончил М. Музафаров. Занимаясь в классе композиции А. Н. Александрова, Музафаров на практике постигал (а он не был склонен к абстрактному теоретизированию) прогрессивные эстетические традиции великих русских композиторов-классиков (народность, высокое уважение к традициям фольклора), вместе с этим их опыт, приемы композиции, методы обработки; кроме того, на него оказала значительное влияние личность, творчество его замечательного педагога. Это находит широкое подтверждение в творчестве М. Музафарова. До наших дней сохранилось более ста обработок татарских народных песен композитора. Это поистине громадная творческая лаборатория, насыщенная пытливым творческим поиском, прекрасными находками. Труд, который формировал его собственный творческий стиль, а также воспитывал, развивал слуховой опыт татарского слушателя, раскрывал гармоническое богатство, изящество народного мелоса. И в этом отношении творчество Музафарова оказало большое влияние на последующие поколения татарских композиторов. Прав был В. И. Виноградов, который .в рецензии на первые обработки народных мелодий для инструментальных ансамблей писал, что они представляют собой «ценный опыт в смысле научно-исследовательского подхода к татарской музыке». Его обработки свидетельствуют о прекрасном знании, постижении народной* традиции, бережном отношении к ней, они характеризуются высокой профессиональной культурой, богатством вариационного мастерства (фактуры, гармонизации), огромным вниманием к полифонизации фактуры, мелодическим насыщением ее за счет интонационных ресурсов народного мелоса. Его обработки изящны, тщательно и любовью выверены безошибочным и тонким слухом и сердцем художника. Многие из них тяготеют к акварельности, звукозаписи импрессионистов. Композитору мало свойственна драматизация, обращение к жестким или грубым диссонансам. Вместе с тем композитор умело обращается к динамике функциональной аккордики, которая цементирует архитектонику целого, чувство художественной моры помогает композитору безошибочно найти оптимальное соотношение фонизма и функциональности звучностей, разреженности и насыщенности фактуры изложения. Отсюда и выбор народных мелодии: легкие и изящные скорые песни, лирические протяжные импровизационные с ажурной мелизматикой озын көй, предпочтение напевам, основанным на более традиционных ладах («трудных» для гармонизации). Особо должны быть отмечены хоровые обработки народных песен. Еще в период образования Татарского ансамбля песни и пляски он создает первые хоровые обработки, вошедшие в золотой фонд репертуара коллектива. В них разносторонне проявились высокий профессионализм автора, глубокое понимание природы народного пения, народно-поэтического искусства. Вспомним песни «Холодный родник», «Эрбет», «Аллюки», «Сакмар»... Обратим внимание на последнюю из них. К отбору образцов фольклора Музафаров относился чрезвычайно строго и продуманно. «Сакмар» - это энциклопедия национального стиля озын көй. Записи татарских народных песен М. Музафарова (в равной мере относится и к фольклорному сборнику, изданному в 1964 г.) - это обобщенный, наилучший с точки зрения композитора, типичный вариант, а не скрупулезно точный и документально определенный (единичный), что впрочем характерно для композиторских записей вообще. Постижение буквы и духа народного пения, высокий профессионализм и богатая интуиция музыканта давали ему полное право создавать свой, оптимальный вариант народной мелодии. Кроме того, было необходимо записать напев так, чтобы его могли исполнить даже музыканты или певцы, не владеющие стилем народного пения, максимально приблизив народный напев к европейской системе письма. Как бы ни стремились точно воспроизвести озын көй в нотном тексте, очень редко удается (и то в зависимости от того, преломляет информатор песню или нет сквозь призму профессионального пения) создать абсолютную копию народного пения. Если быть еще более точным, нотная запись - лишь вариант интерпретации напева народного. Это тем более следует оговорить, что перед композитором стояла задача органического соединения фольклорной традиции с условиями темперированной мажорной и минорной системы, многоголосой фактуры и фиксируемой ритмики (это очень важно, т. к. стихия импровизации озын көй не предполагает такой постоянной фиксации). На примере многих записей М. Музафарова можно видеть громадную творческую работу, предшествовавшую нотной записи озын көй. В записи мелодии «Сакмар» композитор сохранил естественность мелодического развертывания народной интонации, широту и напряженность мелодики, связь ритмики слова и напева и вместе с тем народный напев изложил в предельно простой, доступной даже для неискушенного в этом певца, музыканта форме. За кажущейся простотой хоровой партитуры «Сакмар» самый серьезный отбор гармонических, полифонических и фактурных средств. Если в первой части стиль озын көй раскрывается в импровизационно льющейся партии солиста, то во второй части мелодика несколько упрощается, но благодаря органично звучащим подголоскам, плотной, динамически развивающейся аккордовой фактуре звучание хора приобретает характер мощной скорби: завершение песни на нисходящих интонациях сопровождается разряжением фактуры, приглушенными унисонами голосов... Сейчас слушатель все это воспринимает как обычное и естественное, в чем несомненна заслуга композитора, создавшего прекрасные образцы хоровых обработок. Но в свое время это было одной из самых сложных проблем: соединение сольной традиции озын көй с его антиподом — хоровым пением. Обработки народных песен М. Музафарова по сей день украшают репертуар хоровых коллективов, развивают музыкальные вкусы все новых и новых поколений слушателей.
Язык народной музыки, многовековая фольклорная традиция органически вошли в композиторское мышление М. Музафарова и поэтому в оригинальной его музыке не просто отделить народное от авторского: настолько естественно, незаметно для слуха переплетаются эти начала. Здесь уместно было бы сравнить стиль композитора со сплавом из различных элементов, когда в результате возникает (в отличие от механической смеси) новое качество, не совпадающее ни с одним из ранее существовавших компонентов. Его стиль не мог не воспринять, не переработать духа нового времени, новой жизни самого татарского народа (в этом отношении он близок С. Сайдашеву), когда в самом народном искусстве происходит спонтанное обновление традиции; и, с другой, в мелодике композитора нельзя не видеть связи с песенной культурой украинского и русского народов, как, впрочем, и некоторых тюркоязычных народов. Но обычно композитор испытывает «влияние» тех традиций, которые близки характеру его дарования, импонируют ему и соответствуют творческим устремлениям его. Все это, пожалуй, наиболее полно и рельефно проявляется в песенно-романсовом творчестве композитора, которое весьма обширно, многообразно и представляет собой выдающийся вклад в духовную культуру татарского народа. Музафаров тонко чувствует ритмику слова, стиха и образный строй поэзии. Достаточно вспомнить «По ягоды» М. Джалиля, «Нет ничего дороже», «Всюду в сердце» С. Хакима, «Не пой, красавица, при мне» А. Пушкина, «Песня девушек» А. Ерикеева, чтобы представить глубину, нравственную чистоту лирики Музафарова, проникновенный мелодизм и интонационно-гармоническое богатство его музыки, умение емко и мудро обобщать содержание поэтического текста. Обширна тематика вокальной лирики Музафарова, он очень ответственно относился к теме гражданской, патриотической (он совершенно не любил прикрывать бледность музыкальной мысли значимостью темы, терпеть не мог ложного пафоса). Справедливо отмечает колодой исследователь творчества композитора К. Тазиева, что «его песни стали музыкальной летописью нашей жизни» (см. Предисловие к сб. «Льется песня», Казань, 1976, с. 3). К какой бы теме ни обращался композитор, он всегда остается лириком. Согреты сыновним чувством любви к Родине, народу своему, родной природе песни: «Родной стране» (сл. А. Кутуя) «Родина» (сл. А. Ерикеева), «Родная сторона» (сл. М. Мазунова), «Песня о Волге» (сл. А. Исхака), «Здравствуй, солнце» (сл. Р. Ахметзянова). Дружбу народов воспевают «Ты с нами, Куба» (сл. М. Хусаина), «Другу башкиру» (сл. И. Шакирова). Памяти Тукая посвящена одна из проникновенных песен «Всюду в сердце» на стихи С. Хакима, а в песне «Ленин с нами» (сл. А. Исхака) татарский мелос тонко переплетается с чертами русских революционных песен. В творчестве М. Музафарова наряду с традиционными типами сформировался особый вид вокальной лирики песня-романс, в котором сочетается куплетность, обобщенность мелодического образа, относительная структурная замкнутость, простота фактуры со «скрытой» импровизационностью, интимностью, прихотливой («нарушающей» метрику, общий размер) ритмикой, идущей от стиля традиционного «озын көй» и баитов, мунаджатов, с детализацией, камерностью фактуры. В целом многие «песни-романсы» приобретают лиро-эпический характер, что имеет несомненные народно-национальные истоки. В этой связи обратим внимание только на одну особенность ритмики Музафарова. (Пожалуй, мало кто из композиторов «так последовательно и многопланово претворяет в своих песнях ритм татарского слова, мелодические принципы озын көй! Можно назвать еще Р. Яхина, который творчески развивает опыт Музафарова.) Речь идет о ямбизмах (здесь идет речь о двух трехсложных словах, в которых в татарском языке ударение падает на последний слог, соответственно в музыке - двух-трехдольных ритмических ячейках с остановкой на последней доле). Отсюда обилие трехдольных размеров в его песнях, абсолютное господство ямбических ячеек, стремление при помощи мелизмов подчеркнуть акцентную долю - все это в сочетании с традиционным распевом создает естественное и свободнее «дыхание», звучание СЛОВА. Ради синхронности ритма слова и музыки порой композитор дробит «сильную долю» или использует форшлаг на первый неакцентный слог слова (такая нотная запись не принята в современной нотной графике, о чем прекрасно знал композитор!) Для указанных лиро-эпических песен характерна красочная, насыщенная подголосками, элементами полифонии фактура.
Примечательно, что в воспоминаниях о своем друге Музафаров подчеркивал стремление С. Сайдашева вносить полифонию, подголоски, что «будто открывал для нее волшебные двери какого-то сказочного мира». Именно стремление к полифонизации фактуры стало весьма существенным для стиля самого Музафарова. Гармонический язык композитора, несмотря на обилие красочных бифункциональных созвучий, никогда не противоречит стилю мелодики, национальным традициям интонирования. В этом проявляется высокий профессионализм и необычайная интуиция, чувство сути национальной музыки. Наконец, нельзя не сказать о мастерстве интонационно-ладового развития в песнях Музафарова. Мало кто задумывается, что мелодии самых популярных, самых «национальных» песен композитора созданы используя не пять, а все семь звуков диатонического минора! Но при этом, автор проявляет виртуозное искусство народных мастеров пения, развивает народные музыкальные традиции, убеждая своим искусством в подлинной народности своей музыки («Пой, соловушко», «По ягоды». «Родной край», «Подняться бы на горы Уральские», «Песня девушек» и др). Акцент на некоторых деталях стиля песенного творчества сделан, так как эти черты проявляются и во всех других жанрах, в которых работал М. Музафаров.
Много прекрасной музыки создал композитор для камерных ансамблей, как инструменталист - музыкант он хорошо знал технические и выразительные их возможности. Они заняли прочное место в репертуаре учащихся музыкальных школ и училищ. Много внимания уделил композитор музыке для детей: им создано несколько циклов и сборников инструментальных пьес. Детская музыка композитора отличается образностью, ярким национальным колоритом, лаконизмом.
Обширная область творчества Музафарова — симфоническая музыка, на протяжении более 30 лет он работал в этом жанре. Среди 20 названий — Симфония, Симфониетта, два Скрипичных концерта, три Симфонические поэмы, сюиты, увертюры... К сожалению, еще многое незаслуженно забыто и, надо полагать, в недалеком будущем станет достоянием широкого крута любителей музыки. Наибольшую известность получили две программные поэмы: памяти Габдуллы Тукая и памяти Мулланура Вахитова. В первой из них образ поэта композитор раскрывает через развитие мелодия народного банта, связанного с темой сиротства. Дальнейшее музыкальное развитие ярко и образно повествует о полной драматизма и борьбы жизни Габдуллы Тукая. Сочинение утверждает веру поэта в духовную силу народа и отличается цельностью, ясностью драматургии. В поэме, посвященной памяти пламенного революционера-ленинца М. Вахитова автор умело использует интонации революционных песен, которые логично подводят слушателя к звучанию песни «Смело, товарищи, в ногу».
М. Музафаров - один из первых авторов скрипичного концерта в татарской музыке. Надежным подспорьем были здесь хорошее знание природы, выразительных возможностей оркестра, отдельных инструментов и, в частности, скрипки, для которой композитор создал множество ярких мелодий. Опираясь на классические принципы композиции, Музафаров создает исключительно самобытное произведение. Особенно привлекательна проникновенная вторая его часть. Это удивительно чистая и глубокая музыка, покоряющая неподдельной искренностью и целомудрием. Не случайно она часто звучит на концертной эстраде как самостоятельная пьеса и, несомненно, принадлежит к лучшим страницам татарской инструментальной лирики. Она занимает достойное место в репертуаре Лауреата международных конкурсов заслуженной артистки ТАССР 3.Шихмурзаевой. В симфонических партитурах композитор широко и многообразно претворяет особенности не только народной песни, но и народного музицирования, своеобразие тембров татарских музыкальных инструментов. К значительным произведениям автора должна быть отнесена хоровая сюита «Путь к счастью» (Стихи X. Вахита), посвященная тридцатилетию ТАССР. Эта развернутая циклическая семичастная композиция, последовательно раскрывающая этапы большого пути татарского народа в братском содружестве народов страны Советов, одна из самых значительных и художественно зрелых произведений данного жанра татарской музыки.
Большой вклад в развитие музыкального театра был сделан композитором еще на заре его становления: в 1939 г. им была завершена опера «Галиябану» (2-я редакция — 1966), в 1943 — «Зульхабира» (2-я редакция — 1944). Национальная почвенность тем, неоднократные редакции свидетельствуют о том большом значении, которое придавал опере их автор. Поистине это был грандиозный труд. Казалось бы, многогранная профессиональная образованность, большой опыт композитора в сфере симфонической музыки, хорового письма, вокальной музыки и, наконец, (что весьма важно для оперы!) глубокое знание народного быта, традиций - это именно тот комплекс составляющих, которые гарантируют успех работы для сцены. Необходимо сказать, что его оперы являются полноценными, подлинно национальными музыкальными полотнами, которые достойны самого серьезного внимания театра оперы и балета. В свое время они игнорировались под предлогом недостатков либретто. Но известно, что этот недостаток (если даже он имеет месту) легко устраним, когда имеется основа для оперы, способная привлечь внимание современного слушателя. Очевидно, эти оперы Музафарова (сценическое воплощение им лишь «Галиябану» в 1940 г.) найдут еще дорогу на сцены театра, порукой тому — прекрасная музыка композитора, чарующие хоры (вспомним только «хор девушек»), арии, подлинно татарский речитатив - камень преткновения композиторов.
Творческое наследие М. Музафарова огромно, многожанрово. Его творчество широко признано слушателями и отмечено высокими правительственными наградами. Он был удостоен Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая. Уже полвека его сочинения звучат на концертных эстрадах, в эфире, в репертуаре многотысячной самодеятельности и профессионалов. Он живет также в памяти сотен и сотен его учеников, ныне известных композиторов и певцов, видных деятелей советской многонациональной культуры. Его завидная трудоспособность, глубокая преданность идеалам социалистической культуры, ответственность за свое искусство перед народом и партией, высочайшая скромность, требовательность к себе и готовность прийти на помощь своим коллегам и многочисленным любителям искусства - пример для нашей творческой молодежи.

Основные сочинения: Оперы «Галиябану» (либретто А. Ерикеева, 1939), «Зульхабира» (либретто А. Файзи, 1943); Кантаты «Путь к счастью» (либретто X. Вахита, 1950), «Цвети, Татарстан» (либретто X. Вахита, 1956); Симфония (1944); Симфониетта (1945); Поэмы памяти Г. Тукая (1957), Памяти Мулланура Вахитова (1957); Концерты для скрипки с оркестром (1959. 1962); другие симфонические произведения; камерно-инструментальные и вокальные сочинения; песни; обработки народных песен.

Литература: А. Кутуи. «Галиябану».— «Правда», 1940, 13 июля; Таубе. М. Музафаров.— В кн.: «Композиторы Советского Татарстана». Казань, 1957; К. Тазиева; сборник «Татарские народные песни». М., 1964 (под редакцией А. Абдуллина). Классик татарской музыки.— В кн.: «Музыкальная культура народов Поволжья», М.. 1978.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International