Инягина Е.О. Участие мусульман в выборах и работе Государственной думы 1-го созыва

Источник: Инягина , Е . О . Участие мусульман в выборах и работе Государственной Думы 1 -го созыва / Е . О. Инягина // История государства и права - 2007. - N 14 - С.24-25

Государственная Дума как представительное законодательное учреждение Российской империи была введена согласно Манифесту императора Николая II об учреждении Государственной Думы, Положению о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г. и Манифесту об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. <1>. В условиях революционного подъема под давлением либерального крыла правительства (преимущественно в лице премьер-министра С.Ю. Витте) император провозглашает: "Ныне настало время... призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предположений и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов" <2>.
--------------------------------
<1> ПСЗ-3. Т. 25. Ст. 26656, 26662, 26803.
<2> Манифест об учреждении Государственной Думы от 6 августа 1905 г. // ПСЗ-3. Т. 25. Ст. 26656.

Порядок организации и деятельности Государственной Думы определяли следующие законы: "Манифест об изменении учреждения Государственного Совета и о переустройстве учреждения Государственной Думы" от 20 февраля 1906 г.; Указ "Учреждение Государственной Думы" от 20 февраля 1906 г.; "Свод основных государственных законов" от 23 апреля 1906 г. Избирательная система по выборам в Государственную Думу строилась на четырех главных законодательных принципах: куриальность выборов, невсеобщность выборов, неравенство выборов, многостепенность выборов. Однако учреждаемая Государственная Дума не имела вероисповедного ценза (туда лишь не могли избираться бродячие инородцы и лица, не владеющие русским языком). Во время подготовки проведения в Нижнем Новгороде Первого всероссийского мусульманского съезда (15 августа 1905 г.) в программу вопросов, намеченных на обсуждение, первым пунктом был внесен вопрос о составлении "всеподданнейшего благодарственного на имя его Императорского Величества, Государя Императора адреса, по случаю воспоследовавшего всемилостивейшего Манифеста об учреждении народного законосовещательного представительства в лице Государственной Думы, при чем магометанскому населению дарованы равные с коренным населением права" <3>. Вторым пунктом значился вопрос об определении задач и организации партии в будущей Государственной Думе, пятым - о представительстве мусульман в Государственной Думе и о содействии задачам особого совещания под председательством графа А.П. Игнатьева (о веротерпимости), насколько оно касается мусульман России. Остальные 3 пункта касались духовных, экономических, правовых, образовательных и культурных проблем мусульман.
--------------------------------
<3> Национальные движения в период первой революции в России: Сб. документов из архива быв. Департамента полиции. Чебоксары, 1935. С. 218.

Таким образом, половина вопросов, заявленных в программе, представленной нижегородскому генерал-губернатору вместе с прошением о разрешении проведения съезда, была посвящена участию мусульман в политических процессах, происходящих в Российской империи. Отметим прекрасную осведомленность организаторов съезда о принимаемых законодательных актах, ведь со дня подписания Манифеста прошло не более 8 дней (прошение было подано 14 августа), а также ту активность, с которой мусульмане (сначала, конечно, наиболее прогрессивная их часть) включались в политическую борьбу за свои права, реагируя на происходящие в стране процессы политической модернизации. Мусульмане империи демонстрировали способность к самостоятельному культурному развитию и общественно-политическому движению, причем в период революции 1905 - 1907 гг. наблюдается переход национального развития из средневековых религиозных в преимущественно политические формы Нового времени. Как отмечают А.Ю. Хабутдинов и Д.В. Мухетдинов, "деятельность мусульманского общественно-политического движения в период революции 1905 - 1907 гг. является показателем зрелости нации" <4>.
--------------------------------
<4> Хабутдинов А.Ю., Мухетдинов Д.В. Всероссийские мусульманские съезды 1905 - 1906 гг. Н. Новгород, 2005. С. 12.

На Первом съезде мусульман был учрежден общественно-политический союз "Иттифак аль-муслимин" ("Союз мусульман"). После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 г., который официально разрешил существование в Российской империи политических партий, лидеры "Иттифака" проводят совещание в Петербурге и решают приступить к созданию программы мусульманской партии. Так "Иттифак" из довольно аморфного союза трансформируется в национал-либеральную партию, объединяющую представителей российских мусульман Поволжья, Урала, Крыма, Кавказа, Туркестана и Сибири. Окончательное формирование партии "Иттифак" и принятие устава и предвыборной программы происходит на Втором всероссийском мусульманском съезде в январе 1906 г. в Санкт-Петербурге. В резолюции этого съезда отмечалось также: "Съезд, принимая во внимание желание съехавшихся представителей и имея в виду близость выборов, находит наилучшим для мусульман присоединиться к конституционно-демократической партии" <5>. В свою очередь, ЦК партии кадетов признал "необходимым организовать постоянные сношения между представителями мусульман и центральными органами партии, а также и между местными партийными комитетами и комитетами мусульманскими для согласования действий в избирательной кампании..." <6>. Блокирование с мусульманскими либералами в ряде регионов было весьма выгодно кадетам. Так, например, И.В. Нарский указывает, что в Оренбурге мусульманские либералы вели за собой 4 тыс. избирателей, в то время как кадеты имели всего 176 голосов. В Троицке блок кадетов и мусульман имел 800 голосов, из которых кадетам принадлежало 380 <7>. Аналогичное соотношение наблюдалось и в Уфимской губернии. Кроме того, кадетов привлекала та организованность и дисциплинированность, которые были характерны для мусульманского населения. Сказывались особенности его религиозного уклада, где каждый правоверный принадлежал своей общине, где слово имама или муллы имело непререкаемый авторитет. Решения, провозглашенные в мечети, были обязательны для всех. Таким образом, мусульмане были прекрасно организованной силой потенциальных избирателей <8>. В то время как русский электорат в силу своего менталитета, отсутствия сплоченности и ряда других причин демонстрировал очень низкий уровень явки. Например, С.В. Лобачев называет такие причины неявки избирателей, как: игнорирование выборов в силу недоверия формируемой Государственной Думе; неимение свободного времени явиться на избирательное собрание; сложные социально-бытовые условия, затрудняющие явку на выборы; большой процент опоздавших на избирательное собрание, которые уже не могли принять участия в баллотировке <9>. Однако, как мы смеем предположить, особенности менталитета сыграли здесь не последнюю роль - многие из указанных С.В. Лобачевым причин на данный момент утратили свою актуальность, а избирательная активность по-прежнему осталась очень низкой.
--------------------------------
<5> Национальные движения в период первой революции в России... С. 223 - 224.
<6> Протоколы ЦК кадетской партии периода первой российской революции // Вопросы истории. 1990. N 5. С. 91.
<7> Нарский И.В. Кадеты на Урале (1905 - 1907). Свердловск, 1991. С. 90.
<8> Ямаева Л.А. Либеральное общественно-политическое движение российских мусульман в начале XX в.: Дис. ... д-ра ист. наук. Уфа, 2003. С. 179 - 180.
<9> Лобачев С.В. Политико-правовые основы формирования и деятельности Государственной Думы (на примере Владимирской губернии): Автореф. дис. ... канд. юр. наук. Н. Новгород, 2007 // www.namvd.ru/sciense/dis/Autoref/397.html.

С осени 1905 г. все татарские газеты развернули активную предвыборную кампанию. Политически активной элите удалось мобилизовать мусульманское общество на почти на 100-процентное участие в выборах в Казанской, Уфимской, Оренбургской и Вятской губерниях, где были избраны соответственно 3, 6, 2 и 1 депутат-мусульманин.
Всего в работе Государственной Думы первого созыва (27 апреля - 8 июля 1906 г.) приняли участие 22 депутата-мусульманина <10>. Подавляющее большинство из них в первые дни работы Думы присоединилось к кадетской фракции. Позже, благодаря усилиям бакинского адвоката Али-Мардан Топчибашева (лидера "Иттифака"), была создана самостоятельная парламентская фракция мусульман, которая объединила представителей мусульманских народов всей России. Все члены бюро фракции представляли в Думе партию "Иттифак аль-муслимин".
--------------------------------
<10> См.: Государственная Дума. Указатель к стенографическим отчетам. 1906 год. Сессия первая. СПб., 1907.

В силу краткости существования I Думы фракции удалось лишь наметить план будущей работы. Однако на заседаниях фракции были рассмотрены вопросы отношения к основным думским партиям, аграрный вопрос и некоторые другие. По такому значительному вопросу, как аграрный, фракция сформулировала общие принципы, включая неприкосновенность вакуфных земель и земель, где ведется скотоводство, необходимость образования не государственного, а областного земельного фонда, увеличение площади землепользования для обрабатывающих ее личным трудом.
Среди законопроектов, обсуждавшихся I Думой, особый интерес для мусульман представлял проект "Основных положений о гражданском равенстве", подготовленный кадетской фракцией. Суть законопроекта сводилась к требованию отмены ограничений в гражданских правах, обусловленных принадлежностью к той или другой национальности или вероисповеданию. По поручению думской комиссии "для разработки законов о гражданском равенстве" члены бюро мусульманской фракции (С. Алкин, А. Ахтямов, А.-М. Топчибашев) взяли на себя труд по выявлению тех положений российского законодательства, которые ограничивали гражданские права мусульманского населения по религиозному или национальному признаку <11>. В связи с роспуском Думы эта работа не была завершена.
--------------------------------
<11> Мусульманская парламентская фракция (Первая Дума) // Политическая жизнь русских мусульман до Февральской революции: О-во исслед. Средней Азии. Оксфорд, 1987. С. 54.

9 июля 1906 г. император Николай II Высочайшим манифестом распускает I Государственную Думу и назначает время нового ее созыва на 20 февраля 1907 г. Вместе с кадетами думские лидеры "Иттифака" подписывают "Выборгское воззвание" и отстраняются властью от политической деятельности (по решению суда все "подписанты" отсидели по три месяца в крепости, а затем были лишены права баллотироваться в депутаты Думы последующих созывов и занимать должности в государственных учреждениях).
Исследователи отмечают высокую степень подготовки мусульманских депутатов к законотворческой деятельности и их гражданскую зрелость. Представители мусульман принимали активное участие в прениях по обсуждению законопроектов, в работе думских комиссий, в составлении запросов правительству.
Нельзя не согласиться с выводом, который делает Л.А. Ямаева: "Организация и деятельность мусульманской фракции I Думы стали своеобразным показателем вступления наиболее активной части мусульманского общества в политическую жизнь России" <12>. Блокирование с кадетами подтвердило идейные позиции членов фракции: они поддерживали либеральную оппозицию. Приоритетными задачами своей думской деятельности мусульманские депутаты определили сохранение религиозно-культурной самобытности своих народов, достижение юридического и фактического равноправия мусульман с русским населением.
--------------------------------
<12> Ямаева Л.А. Указ. соч. С. 203.

Инягина Е.О., аспирант кафедры теории и истории государства и права
юридического факультета ННГУ им. Лобачевского, г. Н. Новгород.


Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International