Калимуллин Р.Ф. Корифеи татарской профессиональной музыки

Источник: Научный Татарстан.- 2000.- №4. - С.37-39.

Первая половина XX века войдет в многовековую музыкальную историю татар как "эпоха Сайдашева". Талант, интуиция, личностный мир этого выдающегося композитора вобрали в себя лучшие качества татарского народа, воплотив их через искусство звука. Еще при жизни личность Сайдашева была овеяна массовым почитанием, а подчас и магией художественного величия.

Моя первая "встреча" с С.Сайдашевым состоялась в детстве, и мне, конечно, не был известен ореол его национальной славы. Это была встреча с портретом Сайдашева, который висел в ряду портретов великих гениев в нашей детской музыкальной школе. Меня приятно поразило, что рядом с прославленными зарубежными и русскими композиторами висел портрет музыканта с татарской фамилией. В тот момент, возможно, по-детски наивно я испытал сильное чувство национальной гордости. У меня, естественно, возникло желание услышать музыку Сайдашева. Раньше по радио она звучала чаше, и первые три вечера я беспрерывно сидел у приемника, ожидая желанной трансляции. И когда зазвучала музыка "Зәңгәр шәл", я испытал чувство, которое помню до сих пор. Каждый звук татарского композитора, который входит в круг мировых гениев, я воспринимал как некое чародейство... В дальнейшем не раз испытывал это чувство внутреннего восторга, когда встречался с именем и музыкой Сайдашева: Когда впервые входил в Нижнекамское музыкальное училище, с радостью прочитал на вывеске, что выбранное мною учебное заведение носит имя Сайдашева... Оказавшись в Казани, первым моим театром был Камаловский и, конечно, спектакль с музыкой Сайдашева.

Жизнь Сайдашева, как жизнь всякого великого человека, одновременно счастлива и драматична. В ней соединились всенародная любовь, скепсис со стороны отдельных профессионалов в годы великого художественного созидания и сумерки репрессивного времени. Он не был хронологически первым композитором, но стал именно первым Композитором. Он построил тот изящный и крепкий мостик между народной музыкальной традицией (шире - национальным духом) и профессиональной, академической музыкой, по которому уже уверенной творческой походкой пошли последующие татарские композиторы. В этом плане в каждом из нас есть та или иная толика личности гения, даже если наша музыка внешне и не вызывает сайдашевских ассоциаций.

Считается, что современная музыка композиторов излишне экспериментальна. Творчество Сайдашева вовсе не меньше любого современного композитора содержит экспериментальное начало. Он волею художественной судьбы должен был особенно много искать: ему приходилось решать задачу создания национального многоголосного языка. Готовых рецептов практически не было. В далекие 20-30 -е годы были разные варианты решения этой, по-своему стратегической, задачи. Величие Сайдашева состоит в том, что его эксперименты, когда были вынесены на слушательскую аудиторию, сразу превратились в факты художественного значения. Он интуитивно услышал звучание искомого образа! И был принят народом.

"Эпоха Сайдашева" заключается и в том, что как всякая крупная личность он был своеобразным магнитом для национальной творческой интеллигенции своего времени. Вокруг него и через него протекали судьбы выдающихся людей (писателей, певцов, артистов, музыкантов). Сайдашев был одним из эпицентров художественной жизни Казани 20-50-х годов. И такой высокий статус определялся и музыкантским профессионализмом, и богатством человеческой души. Впрочем, в его музыке эти две стороны личности гармонично соединялись...

Будучи студентом консерватории, я заинтересовался судьбой Сайдашева. С этой целью познакомился с книгой воспоминаний о композиторе. И меня в этой череде "листков памяти" поразило общее эмоциональное настроение: души людей как бы искрились лучезарным светом. Почти все авторы были полны невыразимого благоговейного отношения к великому современнику. У меня было ощущение, что своей музыкантской душой Сайдашев вселил в сердца разных людей свое особое доброе ощущение жизни. Это было наглядным доказательством того, как гений может объединять людей.

Нравственный тонус воспоминания я почувствовал впоследствии, когда писал свое симфоническое произведение "Булгар"'. Хотелось музыкальными средствами древние явления осветить не только в драматических тонах, но и разбудить в слушателях чувство душевной гармонии - то чувство, которое вызывают музыка и личность Салиха Сайдашева...

Нынешний юбилей основоположника татарской музыки - это время, когда мы помимо восхищения личностью композитора должны ответить на весьма важный вопрос: какое место в современной музыкальной жизни Татарстана занимает музыка Сайдашева? При жизни композитора многие мелодии его песен получали "высшую оценку публики" - они входили в музыкальный быт народа. Сегодня песни Сайдашева звучат все реже. По одному из социоопросов, проведенных в татарстанской глубинке, по степени популярности Сайдашев оказался далеко позади многих нынешних самодеятельных композиторов. Пришла пора только новых песен?

Разумеется, каждая эпоха создает свой песенный репертуар, отражающий чувственные ощущения своего времени. Но в судьбе песен далеко не все определяется сиюминутными потребностями. Культура человека определяется его равным вниманием как к настоящему, так и к своему национальному прошлому. Сегодня Сайдашев ждет своих исполнителей, способных вдохнуть современное дыхание в его музыку. Эта задача - чрезвычайно сложная, далеко не сравнимая с простым озвучиванием трафаретных песен-однодневок.

На нашей совести - настоящее и ближайшее будущее музыки Сайдашева. Рукописное наследие великого композитора - одна из "болевых точек'' истории татарской музыки. Отчасти здесь есть "вина" самого композитора, не всегда ответственно относившегося к нотной фиксации своей музыки. Его как артиста больше интересовало само исполнение, а не рутинная кабинетная запись нот. Его музыка возникала "в свободном полете" пальцев по фортепианной клавиатуре, прежде чем нотный лист оказывался под руками. Отсюда часть сочинений музыки Сайдашева осталась просто незаписанной. Но многое оказалось либо безвозвратно утраченным, либо ждет своего архивного раскрытия. Хочется надеяться, что в наступающем новом веке исследователи творчества композитора сумеют открыть неизвестные страницы музыки Сайдашева.

Ждет своего нового прочтения музыкальная драма "Наемщик". Написанная в сюжетных традициях первых советских десятилетий сегодня она может восприниматься, казалось бы, только как продукт "того времени". Но наряду с "несовременным сюжетом" там есть музыка композитора, которая никогда не потеряет своей современности. Тонкая реставрация или "современное прочтение" - вещи разные, могут быть режиссерские подходы к "Наемщику". Но крупная веха в истории татарского музыкального театра не должна находиться в долгом забвении.

Возможно, существующий разрыв между именем Сайдашева (как национальным символом) и его музыкой (все-таки мало звучащей) объясняется трудностью интерпретации и понимания невидимых сторон творчества композитора. Меня удивило одно творческое наблюдение, высказанное моими коллегами композиторами, писавшими "музыкальные приношения" Сайдашеву. А в последние годы приобщились к духу великого художника такие наши авторы, как Р.Еникеев, А.Монасыпов, А.Миргородский, Ш.Шарифуллин... Многие из них утверждали, что "Сайдашев не подпускает близко к себе", он не так прост, работать с его интонационным материалом чрезвычайно сложно. В этом видится та художественная индивидуальность и загадочная неповторимость, которая отразилась в его музыке. Возможно, в этом кроется один из признаков, отличающих великого художника от крепкого ремесленника.

В потенциале еще не раскрытых сторон музыки Сайдашева кроется, я уверен, яркая историческая будущность его творческих созданий, нетленного наследия. "Эпоха Сайдашева" не закончилась, и в массовом слушательском сознании его имя будет ассоциироваться не только со знаменитым "Маршем", но и с прекрасными песнями и инструментальной музыкой.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International