Аганина Г. Он был очень терпеливым и тактичным

Источник: Рустем Яхин: материалы, письма, воспоминания - Казань : Татар. кн. изд-во, 2002. . - 431с.


Аганина (урожденная Хамзина) Гюляра (Гляра) Касимовна — хоровой дирижер, педагог.
Родилась 2 апреля 1930 года в Казани. В 1955 году окончила Казанскую государственную консерваторию (класс хорового дирижирования С. А. Казачкова). В 1953—1966 годах преподаватель Казанского музыкального училища, одновременно в 1956-1960 годах хормейстер Татарского государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля. С 1966 года живет в Москве.

Я познакомилась с Рустемом Яхиным в мои студенческие годы, когда училась в Казанской консерватории, через мою сокурсницу и подругу Айслу Мусину, которая не только была его родственницей, но и жила с ним в одной квартире на улице Парижской Коммуны. Квартира была расположена на втором этаже старого, дореволюционной постройки, дома без всяких удобств. Чтобы создать представление о качестве квартиры, достаточно упомянуть такие две детали: Яхины проходили к себе через одну из двух комнатушек Мусиных, темных, не имевших окон (во вторую дневной свет слабо проникал через потолочное окно-фонарь), туалет был на первом этаже — общий для нескольких семей.
Яхинскую часть этой квартиры я помню очень смутно. Кажется, одна из комнат* представляла собой маленькую галерею, соединяющую собой два строения. Вторую комнату теперь уже вовсе не представляю. Была ли она? Помню, жена Назиба Гаязовича Жиганова Нина Ильинична пришла в ужас, побывав однажды в этой квартире. В этой трущобе Рустем жил и творил довольно долго. Конечно, Рустем Мухамедхаджиевич Яхин, как истинный интеллигент, был человеком очень скромным, непритязательным в быту. Со временем ему была предоставлена нормальная квартира, но сам он этого никогда не добивался, так же как и каких-либо других жизненных благ. Тем более не добивался он в своей жизни ни почестей, ни славы — они сами нашли его.
В студенческие годы я общалась с Яхиным довольно мимолетно, хотя, помню, он иногда участвовал в наших студенческих вечеринках. У меня сохранилась новогодняя фотография, правда, очень неважного качества, на которой запечатлен и Рустем.
В этих своих воспоминаниях я называю Р. М. Яхина просто по имени, потому что у нас с ним сложились дружеские, товарищеские отношения, несмотря на разницу в возрасте. А может быть, и благодаря ей!
Рустем Яхин в этот период был уже известен как талантливый композитор и имел много поклонников. Ну, и поклонниц. Небескорыстное внимание последних его довольно тяготило, и поэтому с многими своими сверстницами он держался на расстоянии. Для наших же дружеских, чисто товарищеских отношений таких преград не было. Меня он шутливо называл Глярунцией и мог себе позволить говорить со мной доверительно, искренне (насколько он вообще мог раскрываться), особенно позже, когда я стала работать и не смотрела уже на него снизу вверх, как девчонка. Помню далеко уже не всё из наших все-таки мимолетных бесед, но могу привести несколько эпизодов.
Однажды, разговорившись на тему о личной жизни, я имела неосторожность спросить, почему он держится так обособленно, довольно замкнуто при таком большом количестве поклонниц. И тут Рустем откровенно признался мне, что ему непросто дается общение, потому что недостатки людей он воспринимает очень остро, они его очень ранят.
Но Рустем вовсе не был мизантропом. Напротив, в общении с людьми он был очень терпеливым, тактичным, деликатным, боялся чем-либо обидеть. Расскажу один маленький эпизод, подтверждающий мои слова.
Однажды на концерте после исполнения нового, не совсем удачного произведения композитора Б. (имя которого я не хотела бы называть) Яхин, столкнувшись нос к носу со своим коллегой, пожал ему руку и поздравил его. Затем, когда композитор отошел, Рустем повернулся ко мне с каким-то обескураженным, недоумевающим выражением лица и смущенно, как бы устыдившись своего малодушного этикетного лицемерия, произнес: «А с чем, собственно, я его поздравляю?»
У каждого человека бывают свои пристрастия и вкусы. Хоровое творчество Яхина не увлекало, и как-то он мне, дирижеру - хоровику, напрямик сказал: «Я не люблю хора». Тем не менее, он с большой готовностью помог мне в обработке какого-то произведения для хора и даже сам любезно пришел к нам домой поработать со мной.
Будучи человеком очень эмоциональным, Рустем легко сходился с людьми творческого склада. Насколько я знаю, с поэтом Мустафой Нугманом его многие годы связывала и творческая, и теплая человеческая дружба. Однажды я спросила Рустема, не ограничивает ли его односторонне любовная, на мой взгляд, направленность лирики Мустафы Нугмана. Яхин был непритворно удивлен моим вопросом и с живостью стал приводить примеры из творчества Мустафы Нугмана, чтобы разубедить меня. Пожалуй, он даже слегка обиделся на меня. Однако вскоре после этого разговора, при другой нашей встрече, когда я буквально бежала на работу, приветливо заулыбался мне издали и сам остановил меня. А бежала я из поликлиники после анализа крови. Увидев зажатую на уколотом пальце ватку, Рустем, как-то съежившись, с сочувственной гримасой произнес, что он терпеть не может делать анализ крови, настолько это для него болезненно...
Таким он был чувствительным и к физической боли, и к душевной.
Толстокожие в душевном отношении люди вызывали у него психологический дискомфорт. При общении с ними взгляд у него становился каким-то беспомощным, Рустем походил на рыбу, выброшенную из родной водной стихии на песок. Видимо, он чувствовал себя вполне счастливым, только когда занимался творчеством.
Нельзя сказать, чтобы Яхин был общительным человеком, но люди его любили. Я помню, как Назиб Гаязович Жиганов однажды когда в какой-то неофициальной обстановке речь зашла о Рустеме Яхине, очень искренне произнес: «Хороший человек!»
Как музыканта меня всегда восхищало, помимо его композиторства, исполнение Яхиным своих произведений. Его авторское исполнение фортепианного концерта было бесподобным, как и другие его выступления.
* ...одна из комнат...— У Яхиных была всего одна комната.

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 20:13

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International