Н. Жиганов (Татарская энциклопедия)

Источник: Татарская энциклопедия.- Казань: Ин-т татар. энц.,2005

Жиганов (Җиһанов) Назиб Гаязович (15.01.1911, г.Уральск, ныне Республика Казахстан — 2.06.1988, г.Уфа), композитор, музыкально-общественный деятель, педагог, заслуженный деятель искусств ТАССР (1939), РСФСР (1940), народный артист СССР (1957), профессор (1953).

В 1938 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Г.Литинского.

В 1939–77 представитель организационного комитета, правления Союза композиторов ТАССР, в 1941–43 художественный руководитель Татарского театра оперы и балета, с 1945 ректор Казанской консерватории. Внёс крупный вклад в развитие отечественной и татарской музыкальной культуры.

Исполнением Первой симфонии Н.Жиганов в 1937 открылась Татарская филармония, постановкой оперы «Качкын» («Беглец») в 1939 — Татарского театр оперы и балета.
В 1940–60-х гг. композитор наиболее активно работал в жанрах музыкального театра, создал 8 опер и 3 балета. В его произведениях впервые в оперном искусстве получили отражение важные события истории татарского народа: участие татар в Крестьянской войне 1773–75 («Качкын»), предреволюционные события в Казанской губернии в 1917 («Ирек»— «Свобода»). Тема борьбы за свободу народа воплощена в символических образах легендарно-героических опер «Алтынчеч» («Золотоволосая») (Государственная премия СССР, 1948) и «Тюляк и Су-Слу», либретто которых основана на мотивах татарского эпоса. Событиям Великой Отечественной войны посвящается оперы «Ильдар», «Шагыйрь» («Поэт»), трудовой жизни села — в опере «Намус» («Честь»). Опера-поэма «Джалиль», о гражданском и творческом подвиге выдающегося татарского поэта-героя М.Джалиля, философски раскрывает темы антигуманного характера развязанной гитлеровцами захватнической войны, созидательной роли патриотического долга, верности идее защиты Родины.

Н.Жиганов — крупнейший в истории татарской музыки композитор-симфонист.

Первая симфония написана им в период обучения в Московской консерватории (1935). Затем творческие интересы были сосредоточены на жанрах программной симфонической музыки. Симфоническая поэма «Кырлай» (по мотивам поэмы-сказки Г.Тукая «Шурале») музыкальными средствами рисует картины природы родного края, в красочном звучании оркестра воссоздаёт образы популярных сказочных персонажей. Мастерством и художественной убедительностью претворения народных мелодий отличаются основой на творческом преломлении различных пластов татарского музыкального фольклора Сюита на татар. темы (Гос. пр. СССР, 1950) и «Симфонические песни». В увертюре «Нафисе» использован музыкальный материал оперы «Намус». «Симфонические новеллы» представляют собой сюиту на основе музыки незавершённого балета «Жёлтый аист» по мотивам кит. нар. легенды.

С конца 1960-х гг. в творчестве Н.Жиганова основным жанром становится симфония. Широкую известность приобрела Вторая симф. «Сабантуй» (Гос. пр. СССР, 1970), в которой, наряду с поэтически одухотворённой лирикой, ярко и красочно воссоздаётся жизнеутверждающая атмосфера татарского национального праздника.
В 1970–80-х гг. композитор написал ещё 15 симфоний, которыерые характеризуются разнообразием трактовки основы идей цикла, новизной тембровых и драматургических решений, широким диапазоном приёмов композиторской техники.

Произведения Н.Жиганова способствовали развитию оперы, балета, симфонических жанров в татарской музыке. В творчестве композитора сформировался новый тип татарской оперно-симфонической мелодики, откристаллизовались формы и приёмы, ставшие в 1950–80-е гг. стилистическим образцом для композиторского письма на интонационной основе пентатонных музыкальных культур.

Стиль композитора характеризуется ярко выраженной индивидуальностью, национальной самобытностью и вместе с тем опорой на традиции русской и зарубежной музыкальной классики. Его сочинения присущи философская глубина замысла, изобретательность мелодического и гармонического развития, мастерство оркестрового письма, ясность музыкальной формы, разнообразие приёмов использования татарского музыкального фольклора. Выдающиеся произведения Н.Жиганова способствовали международному признанию татарской музыки. Опера «Джалиль» ставилась в Большом театре СССР (1959), Пражском национальном театре (1960).

На протяжении всего творческого пути композитор сочинял камерно-вокальные произведения. Многие песни и романсы приобрели широкую известность, прочно вошли в концертный репертуар: «Сиреньнәр хуш ис тарата» («Вновь запахло сиренью») на слова А.Ерикеева (1956), «Зарыгу» («Ожидание») на слова Б.Старчикова (1964), «Җир йөзендә әкият бар» («Живут на свете сказки») на слова М.Тазетдинова (1966) и мн. другие. Он автор камерно-инструментальных произведений, большей частью которых широко используется в педагогическом и концертном репертуаре пианистов— фортепьянные пьесы, объединённые в «Альбом для детей» (1946), Сюита для фортепьяно (1962), Десять пьес для фортепьяно (1972), «Двенадцать зарисовок» (1976), «Матюшинские эскизы» (1980).

Н.Жиганов выступил инициатором создания Казанской консерватории, средней специальной музыкальной школы при ней, Гос. симфонического оркестра и сыграл ведущую роль в формировании системы профессионального музыкального образования в Татарстане. Его имя с 2001 присвоено Казанской консерватории. Творческая, педагогическая и организаторская деятельность композитора оказала огромное влияние на формирование татарской композиторской школы, развитие музыкальной культуры в национальных республиках Поволжья и Приуралья.

Класс инструментовки Н.Жиганова в Казанской консерватории окончили ставшие кр. деятелями татарской музыкальной культуры композиторы Ф.Ахметов, Р.Белялов, Р.Еникеев, Р.Калимуллин, Л.Любовский, А.Монасыпов, Б.Мулюков, Б.Трубин, Ш.Шарифуллин, М.Яруллин и др.

Композитор вёл активную музыкально-общественную деятельность: член правления Союза композиторов СССР (с 1948), секретарь правления Союза композиторов РСФСР (с 1957), СССР (с 1962), член Комитета по республиканской премии им. Г.Тукая (с 1958), член комитетов по присуждению Ленинской и Государственной премии в области литературы и искусства при СМ СССР (с 1961). Н.Жиганову присвоено звание Героя Соц. Труда (1981). Деп. ВС РСФСР (1951–59), ТАССР (1963–67 и 1971–88), СССР (1966–70). Гос. пр. СССР (1948, 1950, 1970), ТАССР им. Г.Тукая (1958). Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», медалями. Имя Ж. присвоено одной из малых планет (1997).

Основные сочинения: оперы «Качкын» (1938, либр. А.Файзи), «Ирек» (1940, либр. 3.Сафина), «Алтынчеч» (1941, либр. М.Джалиля), «Ильдар» (1942, либр. М.Джалиля; во 2-й редакции «Дорога победы», 1954), «Тюляк» (1944, либр. Н.Исанбета; во 2-й редакции «Тюляк и Су-Слу», 1967), «Шагыйрь» (1947, либр. А.Файзи), «Намус» (1950, либр. А.Исхака), «Джалиль» (1956, либр. А.Файзи); балеты «Фатых» (1943, либр. Г.Тагирова), «Зюгра» (1944, либр. Г.Гаскарова; во 2-й редакции Д.Ариповой, 1969), «Нжери» (1969, либр. Н.Жигановой); 17 симфоний; симфоническая поэма «Кырлай» (1946), Сюита на татарские темы для симфонического оркестра (1949), увертюра для симфонического оркестра «Нафисе» (1952, по мотивам романа Г.Баширова «Намус»), «Симфонические новеллы» (1963), «Симфонические песни» (1965); кантаты «Республика моя» (1960, слова Н.Арсланова), «Здравствуй, Москва!» (1980, слова Р.Хариса); камерно-инструментальные произведения, романсы, песни, обработки нар. песен.

Лит.: Гиршман Я. Назиб Жиганов. М., 1975; Спиридонова В. Фортепианные произведения Назиба Жиганова в педагогическом репертуаре. К., 1980; Шамсутдинова Ф. Выдающийся мастер татарской музыки // Муз. жизнь. 1981. № 3; Касаткина Г. Художник щедрого таланта, неиссякаемой энергии // Советская музыка. 1981. № 11; Салехова З. «... И приумножить её добрую славу»: Портрет Назиба Жиганова в документах // Казань. 1996. № 5–6; Назиб Жиганов: Контексты творчества: Сб. науч. статей. К., 2001; Покровский Б. Назиб Жиганов — оперный драматург // Казань. 2001. № 1; Мансуров Ф. «Нәҗип Җиһанов — татар музыкасында беренче номерлы шәхес» // Татарстан. 2001. № 2.

В.Р.Дулат-Алеев.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International