Даутова Р. Салих Сайдашев

Источник: Татарский мир.- 2003.- № 7
http://www.tatworld.ru/article.shtml?article=52&section=&heading

«Популярнейший композитор, песни которого татарский народ распевал с наслаждением, музыкант, который знал песни своего народа не по нотным записям, а носил их в своём сердце со дня своего рождения», – так писал о Салихе Сайдашеве композитор Тихон Хренников.

Его творческая карьера была стремительной. Первую её половину он многим казался удачником, везунчиком, баловнем судьбы. Тем тяжелее было ему в годы опалы. Сегодня он — классик, гордость нации и её любовь.

Сайдашев, Сайдаш… Композитор, снискавший себе всенародную любовь при жизни и оставивший нам жизнеутверждающую, поистине народную музыку, которая и сегодня волнует, наполняя теплом, сердца тысяч татар.

Салиха Сайдашева часто ставят рядом с поэтом Габдуллой Тукаем, таким образом признавая огромное значение и того, и другого для татарской культуры. Как трудно без поэзии Тукая представить татарскую литературу, так невозможно говорить о татарской профессиональной музыке без творчества её родоначальника Салиха Сайдашева.

Сама природа поставила их рядом

Они были знакомы, чувствовали родственность своих душ, тянулись друг к другу. Много общего и в их судьбах. Вот что об этом писал наставник Салиха Сайдашева, заменивший ему в детстве отца, Шигабутдин Ахмеров (статья написана на татарском языке арабской графикой и уже в наши дни её перевёл на русский язык внук автора Нияз Ахмеров): "…Сегодня наша общественность равно чтит и поэта Г.Тукая, и композитора С.Сайдашева. Известный наш писатель А.Кутуй говорил, что для татарской музыки Сайдашев является тем же, что Тукай для татарской поэзии. Поэт М.Садри писал о том же: "Если нашим классиком в поэзии является Г.Тукай, то классиком нашей музыки является С.Сайдашев". Г.Кашшаф пишет в своих воспоминаниях: "Мы, писатели, хорошо знаем С.Сайдашева и в музыке считаем его нашим Тукаем. Весь наш народ преданно и глубоко их чтит, любит, в равной мере гордится, называя их "наш Тукай", "наш Сайдаш".

Несомненно, и наш народ, сравнивая, оценивая их, конечно же, исходит из ощущения глубинной общности истоков их творчества. Я сам, наверное, не сумел бы достаточно профессионально оценить истоки этой общности. Это дело специалистов. Могу только сказать, что не только в творчестве, но и в личной их жизни я вижу много сходства.
Посмотрим, например, на их детство. Оба сироты. Правда, сиротство было разное Если в детские годы Г.Тукаю пришлось испытать и обиды, и унижения, находясь на положении прислуживающего мальчика, то сиротство С.Сайдашева прошло под крылом близких родственников, в обстановке душевной теплоты. Но главное, ни тот, ни другой в сущности не испытали, не запомнили ласки отцовской руки, не получили отцовского напутствия в жизнь. Это — первое.

Во-вторых, у обоих в одно и то же время, в возрасте 14-15 лет, начинают появляться искры светлого таланта. Если в свои 14-15 лет Габдулла Апуш (так называли Тукая в детстве), распевая татарские песни, мелодии, начинал сам складывать к ним слова, сочинять свои стихи, то и Салих в свои 14-15 лет, исполняя татарские песни, тоже начал творчески перерабатывать их, переводя в многоголосие. Это — второе их сходство (...)

Вспомним их похороны. Похороны Сайдашева были как бы повторением похорон Тукая. Если 4 апреля 1913 года весь татарский народ вышел на улицу, прощаясь со своим любимым поэтом, то точно так же 20 декабря 1954 года народ заполнил улицы, прощаясь со своим любимым композитором. Только когда умер Сайдаш, Казань увидела такие же проводы, как в день похорон Тукая..."

"Я буду музыкантом!"

Композитор родился в Казани на рубеже двух веков. Улица Большая Мещанская (здесь в доме №101 и жили Сайдашевы) давно уже носит другое название — улица Нариманова. Если в далёкие времена это была чуть ли не одна из центральных улиц Ново-Татарской слободы, то сейчас это задворки вещевого рынка со всеми вытекающими из этого последствиями. Самого дома тоже нет…

Салих был десятым ребёнком Замалетдина и Махубжамал и вторым оставшимся в живых. Дело в том, что все дети Сайдашевых умирали совсем маленькими, трагическая участь миновала лишь Салиха и его сестру Амину. Ещё одно немаловажное обстоятельство, сыгравшее роль в становлении личности композитора, — он вообще не знал отца. Буквально за несколько недель перед рождением сына Замалетдин сын Бикчантая сильно простудился и умер. Однако семья, оставшись без кормильца, никогда не бедствовала. У Замалетина, переехавшего в Казань из деревни Ибря Высокогорского района и начинавшего в городе наёмным работником в артели по пошиву национальной обуви, постепенно сложилось своё крепкое торговое дело. Так что вдове и детям не пришлось бедствовать.

Если говорить о родословной композитора, то и с отцовской, и с материнской стороны его предками были крестьяне. Что касается человеческих качеств, то отец Замалетдин, по воспоминаниям знавших его, отличался трезвостью взглядов, особой проницательностью и отлично разбирался в людях. Мать была деликатным, добрейшей души человеком, красивой и статной женщиной. Любила петь песни, а в молодости даже была запевалой на посиделках. Когда её Салих уже стал музыкантом, она часто рассказывала свой сон: "Раннее утро. Чувствуется, восход уже близок. Открываю окно и вижу, как на ветку сирени сел соловей и залился трелью. Он поёт, а я слушаю соловьиную песню, зачарованная. Ах, только бы не улетел, думаю я, и хочу тихонько отойти от окна. Только я хотела это сделать, как резко толкнулся в моём животе ребёнок, и я проснулась"...

Судя по всему, он рос в любви и не испытывал недостатка во внимании, причём в повседневном окружении было больше женщин, чем мужчин. Мужчины занимались делами вне дома. Так было до тех пор, пока в его жизни не появился Шигаб Ахмеров, по сути заменивший Салиху отца.

Ахмеров — известный человек своего времени, автор монографии "Матбугатчылык тарихы" ("История книгопечатания") и букварей, учредитель и главный редактор первого татарского педагогического журнала "Мәктәб". У Ахмерова была репутация вольнодумца (джадита), что, естественно, не могло радовать родственников Амины Сайдашевой, которой он сделал предложение выйти за него замуж. Но тут своё веское слово сказала мать Махубжамал — она дала согласие на брак дочери.

Именно Шигабутдин Ахмеров будет всячески помогать маленькому Сайдашеву в его увлечении музыкой. До появления Ахмерова в их доме Салих уже достаточно хорошо освоил игру на "тальян" — гармони. Когда ему было пять-шесть лет, одна из двоюродных сестёр сажала его к себе на колени, привязывала его пальчики к своим и вот так, играя какую-нибудь известную татарскую песню, учила нажимать на клавиши. Через какие-то три-четыре года мальчика уже приглашали на молодёжные вечера как отменного гармониста. Ахмеров, видя музыкальную одарённость родственника, попросил знакомых достать недорогой рояль. Появление инструмента в доме стало огромным событием для будущего композитора, оно вдохновило его. Даже не зная нотной грамоты, он просиживал за инструментом часами. А когда появился учитель музыки, то от рояля Салиха было просто не оторвать. Его учителем стал Загидулла Яруллин, пианист, автор "Марша Тукая".

Здесь надо обязательно отметить то, что Салих Сайдашев с приходом в семью Шигаба Ахмерова попал в особую атмосферу. Можно сказать, мальчику повезло. Он познакомился с писателями Галимжаном Ибрагимовым, Фатыхом Амирханом, Гафуром Кулахметовым, драматургом Галиасгаром Камалом, актёрами Габдуллой Кариевым, Нури Сакаевым и другими выдающимися деятелями татарской культуры. Частенько сюда заглядывал и Габдулла Тукай, ведь он был ближайшим другом Шигабутдина. Хотя разница в возрасте между Салихом и поэтом была приличной, их многое сближало, они нашли общий язык. Ахмеров потом будет вспоминать: "Случалось, Тукай заходил к нам даже без всякого повода, только для того, чтобы послушать игру Салиха, причём в этих случаях они просиживали довольно долго. Уходя, смеясь говорил: "Хорошо же играет, шельма! Музыкантом будет!"

Он упорно двигается к своей мечте: берёт частные уроки, затем учится в музыкальном училище, играет в профессиональном оркестре, с артистами театра едет в Буинск, где организовывает музыкальную студию, оркестр... Его деятельность не прекращается и во время Гражданской войны — Салих становится трубачом и капельмейстером оркестра Первой татарской бригады. Затем Туркестанский фронт, 1-я Армия в Оренбурге, где 19-летний Сайдашев руководит струнным оркестром созданной при политотделе драматической труппы, а в 1920 году получает назначение на должность заведующего Восточной музыкальной школы. По признанию самого Сайдашева, именно здесь начались его первые шаги как композитора.

Взлетать легко, а падать больно

Творческая карьера Салиха Сайдашева была стремительной. Первую её половину он многим казался удачником, везунчиком, баловнем судьбы. Тем тяжелее было ему в годы опалы.

Итак, он вернулся в Казань в 1922 году, когда открылся Татарский Государственный театр имени Красного Октября. Сайдашева пригласили туда заведующим музыкальной частью. Параллельно с работой он продолжает учёбу — берёт уроки по классу фортепиано у Т.Юшковой, посещает занятия профессора А.Бормусова, курс гармонии повторяет с известным профессором К.Корбутом, в своё время учившимся в Петербургской консерватории у Лядова и Римского-Корсакова. Как видим, Сайдашев трезво оценивает свои способности и знания, понимая, что ему ещё многому надо научиться.

Начинается восхождение Сайдашева на олимп славы. Он влюбляется в театр на всю жизнь, привязывается к нему, и эта страсть сопровождает композитора до последних его дней. Во что эта любовь вылилась? По подсчётам исследовательницы творчества Сайдашева музыковеда В.Салитовой, композитор написал музыку более чем к 60 спектаклям. Однако больше половины до наших дней не сохранилось. Например, первый спектакль, который он оформил, знаменитые "Башмачки".

Вторым его спектаклем стало "Казан сөлгесе" ("Казанское полотенце"), музыкальное оформление которого представляет собой несколько вариаций одноименной песни. "Казанское полотенце" шло с большим успехом не только в Казани, но и в других городах. Высокую оценку постановка получила в Москве. В частности, вот что писали о ней "Известия": "…"Казанское полотенце" даёт представление как о татарской драматургии, так и о татарском сценическом искусстве. Пьеса эта — весёлая бытовая комедия о старшем и младшем поколении, но без мотивов борьбы, без противопоставления старого и нового. Вся она коренится в народных обычаях, в народных играх. Музыка, грамотно и просто гармонизированная Сайдашевым, целиком построена на народных диатонических пятитоновых звукорядах. Она почти сплошь танцевально-хороводного, бодрого характера, кроме протяжного курая-свирели". К счастью, клавир этой работы сохранился, его можно увидеть в экспозиции музея Сайдашева. Здесь же находится рукопись единственного татарского траурного марша "Сакай маршы", написанного композитором.

Безусловно, этапным произведением в творчестве Сайдашева стала музыка к спектаклю по пьесе "Сүнгән йолдызлар" К.Тинчурина ("Угасшие звёзды"). Здесь музыкальным лейтмотивом спектакля стала тема популярной народной песни "Каз канаты". Кроме того, Сайдашев вводит дуэт главных героев Сарвара и Магдума, в основе которого — народная мелодия крымских татар "У крепости". Кроме фольклорных материалов композитор использует религиозные песнопения и мунаджаты — лирический жанр с мотивами печали и разлуки. Это тоже было смелым новшеством для того времени, как и то, что начало бенефисного спектакля "Угасшие звёзды" в честь Карима Тинчурина украсила специально написанная Сайдашевым увертюра — для рядового татарского слушателя совершенно новый жанр.

1926 год можно охарактеризовать как один из самых плодотворных в творчестве композитора. Всё более интересной, оригинальной становится музыка, которую он пишет для спектаклей. Да ещё для каких! Сегодня каждая из этих постановок считается классикой татарского театрального искусства — "Тахир и Зухра", "Галиябану", "Зәңгәр шәл"("Голубая шаль"). Многие из музыкальных фрагментов, получив признание у публики, живут самостоятельной жизнью.

Отдельно остановимся на музыкальной драме "Зәңгәр шәл". Думаю, это произведение можно назвать знаковым для татарской культуры 20-30-х годов, и его должен знать каждый татарин. Неслучайно же спектакль по пьесе Карима Тинчурина уже много лет не сходит со сцены татарских театров. К пьесе вновь и вновь обращаются режиссёры разных поколений, и каждый из них прочитывает её по-своему. Неповторимая "Голубая шаль", приводящая в трепет и сегодняшнюю публику, — символ времени, визитная карточка Татарского академического театра имени Галиасгара Камала, важный этап развития татарского музыкального искусства. Работая над оформлением спектакля, Салих Сайдашев уже не ограничивается известными народными мелодиями, а пишет свою музыку — арии и хоры.

Затем будут "Дим буенда" ("На берегу Демы") Садри Джаляла, "Наёмщик" Тази Гиззата, музыку к которым тоже написал Салих Сайдашев. Если от первой постановки сохранилась лишь одна песня, то у второй более завидная судьба. "Наёмщик", по признанию самого Сайдашева, одна из лучших его работ. Не только потому, что в этой драме очень много музыки, — в ней впервые в татарском музыкальном искусстве представлена широчайшая палитра жанров — от песен, дуэтов и арий до балетной сюиты и хореографических эпизодов. Впечатление такое, словно композитор выпустил на волю своего творческого "джинна". По свидетельствам очевидцев, успех спектакля был грандиозный.

Завидна судьба знаменитого "Марша Красной Армии". Написанный в 1928 году по просьбе командира Казанской дивизии легендарного Якуба Чанышева в честь 11-й годовщины Красной Армии, этот марш звучал многие годы и в самых разных городах, при разных обстоятельствах. Его оптимистические, жизнеутверждающие аккорды можно было услышать на парадах и на торжественных собраниях, его исполняли на фронтах в Великую Отечественную, говорят, он звучал и в поверженном Берлине в мае 45-го и на Красной площади в День Победы. За это произведение Сайдашев получил именные часы от наркома обороны К.Ворошилова.

К началу 30-х годов фамилия Сайдашева не сходила с театральных афиш, фактически он был "монополистом" — бывало, весь гастрольный репертуар состоял из его музыкальных спектаклей. Музыка композитора звучала на многих концертах, он был в зените славы. Стоит ли удивляться тому, что в 1934 году в Казани шумно отмечают 10-летие его творческой работы. Концерт в зале театра начинается с выступления его друга и ближайшего соратника Карима Тинчурина…

Кто мог предположить тогда, что это будет чуть ли не последняя их встреча?! Через какое-то время Сайдашев уедет в первопрестольную — учиться в студии при Московской консерватории, а Тинчурина арестуют, затем расстреляют как врага народа. И в жизни композитора начнётся период, полный тревоги и самых худших ожиданий. Тогда пострадали многие из ближайшего круга знакомых. Пьесы Тинчурина, к которым Сайдаш написал музыку, запрещаются. Запрещается и музыка к этим спектаклям. Так что возвращение домой для композитора не было столь радостным, как в прежние времена.

Спасает работа, один за другим появляются новые спектакли с музыкой Сайдашева: "Матур туранда" Шарифа Камала, "Бишбүләк" Тази Гиззата, "Изге әманәт" этого же драматурга, "Чын мәхәббәт", "Алсу таң" "Күзләр" Хабиба Фатхуллина и другие. И всё-таки всё реже и реже звучит в театре музыка Сайдашева.

Сегодня события тех лет кажутся несколько странными из-за своей непоследовательности. В 1939 году Указом Президиума Верховного Совета ТАССР Салиху Сайдашеву присваивается звание заслуженного деятеля искусств Татарской АССР. Его включают в состав худсовета Управления Совнаркома. 30 августа 1940 года выходит в свет Постановление обкома ВКП(б) о проведении декады татарской литературы и искусства в Москве. В Татарии начинается интенсивная работа по подготовке к декаде, но Салих Сайдашев, любимый народом композитор, в них не участвует, потому что в праздничный репертуар Татарского театра не включён ни один спектакль с его музыкой. Приказом директора театра он уже не заведующий музыкальной частью и не дирижёр театрального оркестра. Более того, на конференции композиторов автономных республик, прошедшей в Казани в июле 1940 года, музыка Сайдашева подверглась критике...

Казалось, война расставила всё по местам. Проведение декады отложили на неопределённое время. Сайдашев постоянно в работе — он даёт концерты, на которых, несмотря на суровое военное лихолетье, яблоку негде упасть. Народ по-прежнему любит своего композитора. Успехом пользуется у зрителя и постановка "Изге әманәт" Тази Гиззата с музыкой Сайдашева.

Дискуссии возобновились в 48-м. Ждановская критика творчества Шостаковича, Хачатуряна, Прокофьева и многих других докатилась и до Казани. Стенограммы выступлений на заседаниях Союза композиторов ТАССР, конференции композиторов национальных республик РСФСР, состоявшейся в Казани 22 января 1948 года, протокол общего собрания Союза композиторов рисуют нам картину широкомасштабного третирования Сайдашева. Его обвинили в творческой несостоятельности, непрофессионализме. Уволили из театра, объяснив это сокращением штатов, отняли созданный им оркестр. Можно представить, что он чувствовал. Дирижёр без оркестра, невостребованный композитор…

Между тем именно 1948-1949 годы исследователи считают временем творческого всплеска в жизни композитора. Он пишет музыку к пьесам "Муланнур вахитов" Наки Исанбета", "Чын мәхәббәт" Тази Гиззатта, появляется на свет балет "Гульнара", посвящённый событиям из истории Булгарского ханства, великолепные инструментальные и вокальные произведения — такие, как "Әдрән диңгез", "Динар тавы", "Бала кош". Экспозицию музея Сайдашева украшает запись "Әдрән диңгез" в прекрасном исполнении Георга Отса.

Последние годы жизни Салиха Сайдашева были трагическими. Он перебивался случайным заработками, жил на редкие гонорары. Довольно скромно отметил свой 50-летний юбилей. Если бы не старания Фатыха Мусагитова, работавшего тогда в газете "Социалистик Татарстан" и напечатавшего большую статью о приближающемся юбилее, власти вообще "забыли" бы о Сайдашеве…

Конечно, всё это не могло не сказаться на душевном состоянии композитора. Он очень переживал, но, по воспоминаниям близких, никогда не жаловался. Лишь в глазах поселилась грусть. По-прежнему писал музыку, но его постоянно угнетало ощущение ненужности. Ранимая душа Сайдашева исстрадалась и…

К концу лета 1954 года самочувствие композитора заметно ухудшилось. Консилиум поставил диагноз: киста в левом лёгком, порекомендовал поехать в Москву — в Институт хирургии имени Вишневского АМН. Сайдашев, как рассказывают родные, очень не хотел ехать в столицу, но пришлось.

Операция прошла успешно. Друзья, близкие и родственники в Казани, получив это известие, радовались: скоро Сайдаш вернётся домой! Но случилась беда. В этот день сиделка ушла домой пораньше, а Сайдашев, постеснявшись позвать посторонних, решил встать с кровати сам. Споткнулся и упал. Открылось внутреннее кровотечение. Врачи уже ничего не смогли сделать. Произошло это 16 декабря 1954 года. Композитору Салиху Сайдашеву было 54 года.

Память о Сайдашеве

Два года назад Казань отмечала 100-летие со дня рождения композитора.

К юбилею Сайдашева готовились задолго. С великими волнениями были сопряжены последние шесть месяцев для родственников Сайдашева. Сын композитора Альфред Салихович тревожился: успеем ли? Такая же тревога сквозила в голосе директора сайдашевского музея, не работавшего почти год из-за аврального состояния старого здания: успеют ли власти довести до ума его реконструкцию? Почти до ноября 2000 года не было ясности и в вопросе с многострадальным памятником композитору — череда конкурсов на лучший проект тогда ни к чему не привела , а выбор места для него вызвал множество споров.

Если говорить о степени изученности творчества Сайдашева, то и она оставляет желать большего. Кроме диссертации Ф.Салитовой, специальных исследований нет. Многое из музыкального наследия композитора бесследно исчезло. Буквально по крохам собирают, восстанавливают малоизвестные сочинения родственники Салиха Сайдашева, сотрудники музея...

Уже три года Большой концертный зал Татарстана носит имя Салиха Сайдашева. На книжных прилавках появляются его произведения. В Нижнекамске проводится музыкальный конкурс, носящий имя Сайдашева. Хочется верить, будет на одной из улиц Казани и памятник. Памятник, достойный композитора.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International