Ильская Ф. Вспоминая красивого человека

Источник: Советская Татария.-1967.-17 сент.

Как сегодня помню идет репетиция. В зрительном зале темно, безлюдно. Недалеко от сцены, в центре зала, сидит лишь один человек - режиссер Карим Тинчурин. От него на сцену тянутся невидимые нити. Репетирующие связаны с ним, чувствуют его большое сердце и ясный ум. Карим Тинчурин, связавший свою судьбу с театром еще далеко до Октябрьской революции, был человеком яркого таланта, широкой эрудиции, исключительного обаяния. В нем жило неиссякаемое уважение к артисту. Репетиции с ним проходили очень увлекательно. Наблюдательный и глубокий психолог Карим Тинчурин умел раскрывать в каждом актерские возможности.

Вспоминается один эпизод. Это было в сезоне 1916 -1917 гг. Я еще неопытная, робкая актриса, волнуюсь. На сцене рядом со мной Тинчурин. Говорит он убедительно. Его жесты, движения естественны. Как партнер, он обращается ко мне искренне. Я поддаюсь его. влиянию, чувствую - зрительный зал верит нам. Тинчурин, тогда уже прославленная личность передовой татарской драматической труппы “Сайяр“, так помогал неопытной актрисе.

Весь спектакль проходил легко, радостно. Он был хорошим партнером, верным другом в нашем творческом труде. При его повседневной помощи, как режиссера, под влиянием им созданных образов мы, молодые артисты, постепенно постигали мастерство реалистического искусства. Он учил нас познавать жизнь, уметь обобщать события, быть внимательным к людям и, исходя из всего этого, продуманно лепить образы, раскрывая их многогранность. На всю жизнь Карим Тинчурин остался в моей памяти артистом широкого творческого диапазона, устремленным в будущее.

Он одинаково убедителен в произведениях русских классиков, советских драматургов, а также и в своих пьесах.

Карим Тинчурия, драматург больших конфликтов, создавал такие полнокровные образы, которые казались нам ощутимо живыми, поднявшимися на сцену прямо из гущи жизни. И здесь сказывалась его наблюдательность.

...Вот он приносит в театр свою острую комедию “Без ветрил“, высмеявшую тупость нэпманов, случайных людей, оказавшихся в море революции без направления, без веры. В этой комедии я играю гимназистку Дильбар, а Тинчурин - представителя новой жизни Ватырхана. Нам, артистам, многие образы были очень близки, ибо в жизни мы встречали их прототипы. Я хорошо знала, кого имел в виду Тинчурин в образе Дильбар. В ней отражалась жизнь одной нашей общей знакомой девушки. Но это не было фотографией. Тинчурин дал нам богатые, сочные, обобщенные образы, и каждому из артистов было над чем работать с полной отдачей.

О драматурге, режиссере, артисте Тинчурине пишутся и будут еще создаваться содержательные монографии, научные труды. Я лишь как артистка, проработавшая в ним в одном коллективе двадцать лет, хочу сказать коротко: в день 80-летия Карима Тинчурина с чувством глубокой благодарности и любовью вспоминаю я большого драматурга - знатока жизни, опытного, всегда ищущего новое, режиссера, обаятельного артиста. Я вспоминаю красивого человека, настоящего советского интеллигента.

Фатыйма Ильская
Заслуженная артистка РСФСР,
Народная артистка Татарской АССР.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International