Салимжанов Хаким

Источник: Советская Татария.- 1967.- 17 сент.

Татарское искусство невозможно себе представить без имени Карима Тикчурина. Его деятельность в становлении и развитии нашего театра, особенно советского периода, удивительно плодотворна. В двадцатые и тридцатые годы Каримом Тинчуриным созданы лучшие его драматургические произведения: “Голубая шаль“ (не случайно через 30 с лишним лет этой пьесой открылся занавес Академического театра имени Г. Камала на декаде татарской литературы и искусства в Москве в 1957 году), драма “Родина“, прекрасная комедия “Без ветрил“. В пьесе “На Кандре“ главным героем выступает рабочий-коммунист, двадцатипятитысячник, которого партия посылает для оказания помощи в строительстве новой деревни. Затем он пишет пьесу “Их было трое“.

Все эти произведения пользовались огромным успехом у зрителя, ибо они написаны с блестящим мастерством и знанием жизни, сценических законов.

Тинчурин был одним из лучших режиссеров татарского театра, незаурядным организатором. Руководил театром несколько лет в качестве директора и художественного руководителя. Наконец, он являлся педагогом, воспитателем целой плеяды татарских актеров.

Настоящий патриот Родины, oн никогда не был пассивным созерцателем великих событий, происходивших в нашей стране. Всей душой любил он родной театр, он был проникнут его интеpecaми, его судьбой, восторгался его высокими целями.

Он был добрым, отзывчивым, человеком большого сердца, искренним другом как старшего, так и младшего поколения артистов.

Популярность Карима Тинчурина - не простое и не случайное явление. Она объясняется его многогранной деятельностью.

Я был молодым, неопытным актером. Карим абый мне поручил ответственную роль Хлестакова. В дружеской беседе выяснял, как я понимаю образ. Затем он мне подсказал главное: “Хлестаков врет и начинает вам верить“. И дополнял роль интересными деталями.

Он самозабвенно любил основателя татарской советской музыки композитора Салиха Сайдашева. Тинчурин и Сайдашев - это целая эпоха музыкальных спектаклей в истории нашего театра.

Помню такой трагикомический эпизод... Почему-то Тинчурину захотелось выпустить Сайдашева на сцену в качестве актера. Это ему удалось на гастролях в Уфе. Сайдашева нарядили татарским купцом в спектакле “Без ветрил“. Сайдашев сказал одну фразу от себя. Все актеры на сцене и стоявшие за кулисами прыснули. Этим испортили целую картину. И в дальнейшем, сколько ни старался Карим абый, из Салиха Сайдашева, актера не получилось. Сегодня мы, его ученики, вспоминаем Тинчурина как нашего воспитателя, старшего друга, товарища, удивительно простого, душевного человека.

Карим Тинчурин оставил в истории татарской литературы и искусства большое наследство как драматург, мастер сцены, педагог. Его многогранное творчество требует тщательного изучения.

Хаким САЛИМЖАНОВ, народный артист ТАССР
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International