Салитова Ф. Сплав двух талантов

Источник: Научный Татарстан . - 1999.- N2.-С.76-80.

Необыкновенно плодотворное совместное творчество Карима Тинчурина и Салиха Сайдашева имеет непреходящее значение для нравственно-эстетического развития татарского народа, прогресса национального театра и музыки. Его начало связано с открытием в конце 1922 года в Казани татарского драматического театра. Возглавил этот художественный коллектив драматург и режиссер К.Тинчурин и именно по его инициативе был приглашен на должности заведующего музыкальной частью и дирижера молодой, но уже завоевавший известность музыкант С.Сайдашев. С этого времени музыка становится неотъемлемой частью драматических постановок, средством воплощения идейно-художественного замысла авторов.

20-е и 30-е годы явились одной из самых ярких страниц в истории взаимосвязей драматического и музыкального искусства Татарстана. Наиболее показательно они проявились в большом количестве спектаклей, в которых К. Тинчурин выступил как автор пьес и режиссер (а также актер), а С.Сайдашев - композитор. Их творческое содружество продолжалось до середины тридцатых годов, когда К.Тинчурин был арестован и репрессирован, а С.Сайдашев вынужден расстаться с академическим театром.

К.Тинчурину принадлежит большое количество драматических произведений, где предусматривается различная степень участия музыки в действии - от чисто функциональной, когда музыкальные эпизоды лишь оттеняют некоторые акценты в постановке, до спектаклей, в которых драма и музыка выступают в равных пропорциях, превращая спектакль в принадлежность как драматического, так и музыкального театра.

Особую группу составляют в творчестве К.Тинчурина и С.Сайдашева произведения, посвященные теме современности. Они отразили сложности подхода советского искусства к решению этой проблемы, противоречивость поисков новых нравственных и эстетических критериев, диктуемых политическими реалиями эпохи. Самым действенным средством выражения в музыке содержания пьес становились массовые песни и марши. Достоверно передавая дух времени, они в большинстве своем сохранили художественную ценность до сегодняшнего дня. Причиной их популярности является то, что авторы отражали в образах героев театральных постановок свои нравственные и эстетические идеалы, убедительно воссоздавали средствами музыки и драмы свойства народного характера: жизнелюбие, веру в будущее, мужество, доброту, трудолюбие, высокую духовность и т.д.

В 1932 году К.Тинчурин и Р.Ишмуратов написали пьесу “Тургай“ (“Жаворонок“), не известную современному зрителю. Забытой оказалась и музыка к ней, созданная С.Сайдашевым в соавторстве с В.Виноградовым. Такой редкий творческий тандем образовался поневоле. Ни драматург, ни композитор почти никогда не прибегали к соавторству. В данном случае оно было связано с ускоренными сроками выпуска спектакля.

“Тургай“ базируется на материале, собранном молодым в те годы драматургом Р.Ишмуратовым во время поездки на строительство Сталинградского тракторного завода. При создании и постановке пьесы авторы столкнулись с трудностями - как воплотить средствами драматического, а тем более музыкального искусства тему индустриального строительства. Это привело к неизбежным потерям. Несколько прямолинейной и натуралистичной оказалась характеристика отживающих, как тогда думали, классов и социальных прослоек.

На утрированно примитивных интонациях татарских кыска кейлэр (коротких напевов) основаны “Хор подкулачников“, цитирование уличной “Песни беспризорников“. Но многие музыкальные эпизоды интересны и сюжетно оправданы. Так, в редком для татарской музыки жанре мелодекламации звучит монолог одного из главных героев - Азата. Его патетически взволнованная речь сопровождается не просто красочным музыкальным фоном, а органически взаимосвязана с ним общим характером л настроением. Этот эпизод отмечен стремлением авторов музыки и текста воспроизвести состояние человека, восхищенного величием природы, картиной степного приволья. Ярка по музыке “Песня Ворона с хором“ в жанре героической песни-марша. Она отразила попытку авторов показать становление нового человека в условиях трудового коллектива. По их замыслу персонаж по кличке “Ворон“ превращается из “сомнительной“ личности в сознательного рабочего. Ему намеренно поручается в финале спектакля исполнение указанной песни, имеющей важное смысловое значение в развитии всего действия.

Лирической кульминацией драмы является одноименная ее названию песня “Тургай“. Идея превратить эту песню в лейтмотив всего музыкального действия, его ключевой эмоциональный акцент принадлежала К.Тинчурину. Степная птица-жаворонок символизирует для героев пьесы все самое светлое и прекрасное. Основанная на интонациях народной лирики, она выражает светлое чувство любви к родному краю. Эта же мысль по-иному подчеркивается танцевальной сюитой в заключительной сцене праздника. Она посвящена дружбе народов, объединенных единой целью построения светлого будущего. Эта тема лежит в основе идейно-художественного замысла “Тургай“ и музыка С.Сайдашева действенно участвует в его реализации. В заключающую спектакль танцевальную сюиту композитор включил русскую, грузинскую, молдавскую, татарскую пляски, танец крымских татар “Хайтарма“, а завершил ее массовым “Интернациональным танцем“, где объединил все эти мелодии в своеобразном попурри.

Многое из намеченного в “Тургае“ нашло более убедительное решение в музыкальной драме “Кандыр буенда“ (“На Кандре“), поставленной на сцене татарского академтеатра в том же 1932 году. Известно, что для сбора материала к новой пьесе, посвященной на этот раз коллективизации и электрификации села, К.Тинчурин и С.Сайдашев выезжали в Высокогорский и Арский районы нашей республики. Конечно, в ней не нашли подлинного отражения суровые жизненные реалии. Сложно представить, что авторы чувствовали, как относились к событиям, происходившим на самом деле в деревнях и селах, где они побывали. Однако можно сделать некоторые предположения, исходя из того, что музыка С.Сайдашеву долго не удавалась и сочинял он ее с трудом, как будто ему что-то препятствовало. А ведь обычно он писал музыку на одном дыхании, с большим вдохновением. Думается, что очень тонко чувствующий, не терпящий ни малейшей фальши в жизни и творчестве, композитор ощущал несоответствие между действительностью и ее театральным отображением в соответствии с идейно- эстетическими установками своей эпохи. Несмотря на это, в “Кандыр буенда“ К.Тинчурину удалось в отличие от ряда постановок Татарского академического театра конца 20-х - начала 30-х годов во многом избежать их недостатки, и главные - лакировку, приукрашивание реальной жизни тех лет.

“Кандыр буенда“ можно считать самым оптимистичным, жизнерадостным и одним из самых удачных произведений С.Сайдашева и К.Тинчурина. Музыка в нем включает в себя героические, лирические, жанровые элементы. В создании образов представителей новой деревни драматург значительное участие предоставил композитору. Арии Гуляндам, Бригадира, Фариды цельно, полнокровно и искренне выразили состояние массового душевного подъема. В то же время их разноплановость позволила охарактеризовать индивидуальные черты героев. Стиль музыки, ее композиция, состав персонажей, заметное число комедийных ситуаций приблизили “Кандыр буенда“ к популярному в советском искусстве тридцатых годов жанру оперетты.

Несмотря на все достоинства спектаклей, о чем мы говорили выше, современникам К.Тинчурина и С.Сайдашева были ближе спектакли иного плана - музыкальные драмы из народной жизни, начало которым положили “Зулейха“ Г.Исхаки с музыкой С.Габяши, и знаменитая “Галиябану“ одного из отцов этого жанра М.Файзи. Эти произведения утверждали на татарской сцене нравственно-эстетические идеалы своего народа. К.Тинчурин и С.Сайдашев явились не только преемниками лучших традиций духовной культуры, извечных этических и эстетических ценностей, накопленных в национальном фольклорном и профессиональном творческом наследии. Они тонко и ненавязчиво, последовательно развивали художественное сознание татарского народа.

В свои ранние музыкально-драматические произведения К.Тинчурин и С.Сайдашев привлекали главным образом подлинно национальные напевы, выступая активными пропагандистами фольклора. Но для осуществления этих замыслов невозможно было ограничиться лишь народными мелодиями. Новое идейное и эмоционально-образное содержание музыкальных драм вызвало необходимость не только профессиональной обработки фольклорного материала, но и привлечения оригинальной музыки. Успешно выполнить эту задачу С.Сайдашеву позволили яркий талант, неповторимый мелодический дар.

В наиболее известных произведениях музыкально-драматического жанра, поставленных на татарской сцене, К. Тинчурин и С.Сайдашев развивали традиции национальных спектаклей, построенных на образном и поэтическом содержании народной песни. В их основе лежит извечная в искусстве многих народов тема утверждения их права на свободное проявление чувств, борьбы против социального и национального угнетения. Музыкальные драмы, в соответствии с духом времени, отражали и антирелигиозные мотивы.

Сюжеты татарских музыкальных драм, трактованные в ряде случаев в комедийном (“Казанское полотенце“), но чаще мелодраматическом плане (“Угасшие звезды“, “Голубая шаль“, “Родина“ и др.), перекликаются и объединены общими моментами. В центре действия обычно находится пара молодых влюбленных, олицетворяющих положительное начало. Им противопоставлены две группы персонажей: представители народа, сочувствующие героям, и силы зла (баи, духовенство), препятствующие их стремлениям. Такая расстановка сил находит отражение в трех основных музыкально-образных сферах спектаклей.

Красочный фон действия образуют разнохарактерные жанровые танцевальные и хоровые сцены. Созданию собирательного портрета отрицательных персонажей способствует юмористическая трактовка издавна укоренившихся в религиозном быту татар канонических книжных напевов. Главным фактором музыкального сопровождения указанных спектаклей является звучание одноименных названиям пьес лирических народных песен. Они несут разнообразные драматургические функции, составляя основу арий, дуэтов, трио, хоров, оркестровых вступлений и других инструментальных эпизодов.

В своих музыкально-драматических произведениях К.Тинчурин и С.Сайдашев, несмотря на частое сходство сюжетной канвы, не ординарно воплощали в каждом отдельном случае привычные драматические коллизии.

Содержание музыкальной драмы “Сунгэн йолдызлар“ (“Угасшие звезды“) отличается углубленной характеристикой образов. Оттенить трагическую направленность действия авторам удалось благодаря продуманному отбору фольклорных образцов - традиционных народных напевов в стиле озын кей “Мединэкэй“, “Уел“, “Эллуки“. Непосредственно содержанием пьесы было вызвано включение “Герман кее“. Но есть в “Сунгэн йолдызлар“ выступающие контрастом названным мелодиям колоритные жанровые сцены, воспроизводящие народные обряды и игры. Основной музыкальный образ спектакля, построенный на звучании народной песни “Каз канаты“ (“Гусиные крылья“), носит не просто лирический настрой, но выступает в роли трагического символа обреченности судьбы главных героев. Она трансформируется по ходу пьесы от веселой беззаботной песни-игры к горестному, отрешенному характеру в драматической сцене, когда наступает сообщение о начавшейся первой мировой войне- Музыкальная драма “Сунгэн йолдызлар“ возобновлялась практически каждый сезон на протяжении двадцатых годов. К ее новой постановке в 1926 году С. Сайдашев создал одну из первых в истории татарской музыки оркестровых увертюр, построенную уже не на народных, а оригинальных, авторских темах. Всем своим эмоциональным настроем, преимущественно тревожно-взволнованного или лирико-экспрессивного плана, она предвосхищает события последующего действия.

В том же 1926 году К.Тинчурин и С.Сайдашев представили на суд публики знаменитую “Зэцгэр шэл“ (“Голубая шаль“), ставшую первой татарской классической музыкальной драмой. По сравнению с предыдущими их произведениями она содержала качественно новые особенности.

Нотная партитура драмы отчетливо делится на две части: одна основана на народных мелодиях, другая - оригинальной музыке. Это отражает развитие сюжета пьесы, в начале которой на фоне жанрово- бытовых сцен происходит завязка действия. Далее для характеристики основных образов, передачи более сложных сюжетных ходов органичнее оказалась собственная музыка С. Сайдашева.

Самым интересным и необычным в драме стали развитие, эволюция образа. Впервые в истории татарского искусства при этом были активно задействованы средства музыки. Булат - главный герой “Зэцгэр шэл“ явился новым для татарского музыкально-драматического спектакля героем, вобравшим многие черты современников авторов. Его музыкальная характеристика основывается на новых для татарской музыки интонациях и ритмах массовой песенной и маршевой музыки - музыкальных символах эпохи. Они резко динамизируют действие, ярко выделяют Булата среди других персонажей. Своим появлением он буквально взрывает привычную звуковую среду сцен, базирующихся на традиционных элементах народной музыки. Не все тогда поняли правомочность такого решения. Например, критик М.Парсин обвинил С.Сайдашева со страниц газеты “Кызыл Татарстан“ от 24 декабря 1926 года в использовании строя русских песен, назвав его музыку “недоваренной русско-татарской кашей“. Но популярность, завоеванная этой музыкальной драмой, с первой же постановки доказала правоту авторов.

Стержень музыкальной драматургии “Зэцгэр шэл“ составляют три песни-арии Булата, каждая из которых не только последовательно развивает его образ, но и предстает драматургически оправданной кульминацией одной из частей действия. Они раскрывают идейное и эмоционально-смысловое содержание пьесы, отражают общую эволюцию характера действия - от жанрового в первой картине к лирико-эпическому в середине действия и героическому подъему заключительных сцен. Таким образом, музыка приобрела в “Зэнгэр шэл“ большое значение в построении драматургического плана. Он составляет трехчастную композицию, где каждая из арий Булата является оправданной предыдущим развитием кульминацией одной из частей произведения, знаменуя ключевые, поворотные моменты сюжетной линии.

К.Тинчурин и С.Сайдашев в равной степени внесли вклад в развитие жанра музыкальной драмы. Тинчурин-драматург определил характерную, в основном историко-бытовую тематику этих спектаклей. В них ясно очерчены сюжетные линии и образы исходя из близости жанра к музыкальному театру, где обязательна значительная условность литературной основы. К.Тинчурину как режиссеру в большой степени принадлежала инициатива в определении общего характера, времени и места звучания музыкальных эпизодов в своих постановках. Способность применять закономерности музыкальной драматургии позволяла ему возлагать на нее большие полномочия в формообразовании спектаклей. Музыка на определенных отрезках действия получала приоритет как главное художественное средство в отличие от сцен, где автор намеренно, в целях сохранения строгих пропорций драмы и музыки более выпукло обрисовывал характеры и ситуации, применяя возможности драматического искусства.

В свою очередь С.Сайдашев-композитор очень тонко чувствовал и учитывал специфику драматической сцены, которая ставит перед автором музыки сложные творческие проблемы, требуя одновременно известных ограничений. Однако факторы, которые могут сковывать воображение художника, счастливо сообразовывались для С.Сайдашева с его творческой индивидуальностью. Он писал лаконичные по мысли и масштабу законченные музыкальные номера, исходя не только из соответствия литературному материалу, но и созвучности строю своего художественного мышления. Его музыка сочетает два сложно сосуществующих качества: яркость, большую самостоятельную художественную значимость и одновременно глубокую стилистическую погруженность в конкретную сценическую ситуацию. Можно утверждать, что композитор обладал режиссерским чувством сцены, существенно влиял на ход спектаклей особенностями приложения специфически музыкальных приемов.

Возможность драматурга и композитора мыслить категориями синтетического театра, единство взглядов и сходство творческих индивидуальностей определили успехи театрально-музыкального творчества К.Тинчурина и С.Сайдашева. Татарский зритель нашел в их произведениях яркие эмоциональные впечатления, простоту и открытость чувств, лиризм и романтизм. Все эти качества позволили спектаклям по пьесам К.Тинчурина с музыкальным оформлением С.Сайдашева и в особенности музыкальным драмам занять одно из определяющих мест в национальном театрально-музыкальном искусстве. Их творчество в наши дни продолжает оказывать благотворное воздействие на развитие духовной культуры татарского народа.
Фарида Салитова,
кандидат искусствоведения,
доцент КГПУ, заслуженный деятель
искусств Республики Татарстан
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International