Значение творчества Жиганова в истории развития татарской советской музыки

Источник: Рустем Яхин: материалы, письма, воспоминания - Казань : Татар. кн. изд-во, 2002. . - С.52-58

Н. Жиганов — композитор-симфонист

Блестящее (мастерское) владение богатым арсеналом выразительных средств оркестра, умение развивать музыкально-тематический материал, чувство драматургии позволяют ему строить большие, развернутые полотна в различных жанрах — операх, симфониях, балетах, симфонических поэмах и сюитах.
В театральных произведениях Жиганову удается создавать выпуклые, впечатляющие, резко контрастные музыкально-сценические образы. Таковы образы Тугзак, Алтын-чәч, Джик Мэргэн, Хана в опере «Алтын чәч»[(«Алтынчеч»)], мужественно-волевой образ Джалиля, глубоко лирический, женственный образ Амины — жены поэта, труса и предателя Канзафарова, поэтичный образ мужественной девушки Су-Слу и многие другие.
(Жиганов — мастер музыкально-сценических характеристик.)
Покоряет своей величественной трагедийностью и динамизмом сценического развития пролог оперы «Алтын чәч», где происходят бурные, потрясающей силы события — внезапное нашествие на землю булгар орд завоевателей, их бесчеловечная, дикая расправа над мужественной матерью рода — Тугзак.
Полны драматизма и острой конфликтности сцены оперы-монолога «Джалиль».
На единой симфонической [волне] построен 1-ый акт оперы «Түләк и Су-Слу», насыщенный острой динамикой и напряжением.
Подлинным драматизмом, стремительным развитием и контрастностью музыкальных образов и тем отмечена увертюра к оп[ере] «Намус»[(«Честь»)] (в которой Жиганов проявляет себя как большой мастер симфонической разработки муз[ыкального] материала).
Через борьбу и страдания (или: преодоление трудностей) — к победе света и разума, к радости — такова мысль большинства оперных и симфонических полотен Жиганова. Идея победы разума, добра над силами зла и насилия, света над мраком красной нитью проходит во многих крупных произведениях Жиганова (примеры: кроме упомянутых выше — симф[онической] поэме «Кырлай», балетах ..., операх ...).
Жиганов, широко пользующийся традиционными приемами в строении муз[ыкальных] форм, в то же время смелый новатор в области обновления музыкально-выразительных средств. Он свободно и умело пользуется наиболее соответствующими его творческому почерку современными музыкально-технологическими средствами, будь это в области гармонии, фактуры, полифонии или темброво-колористических красок. Он смело раздвигает рамки в некоторых случаях узкого для построения крупных форм традиционного для тат[арской] музыки пентатонического звукоряда (примеры: опера-монолог «Джалиль», оркестровые тембры и яркая колористичность в симф[онической] поэме «Кырлай», симф[онии] «Сабантуй», «Симф[онических] песнях», «Симф[они-ческих] новеллах», «Сюите на тат[арские] темы» и т. д.).
Жиганов — один из первых татарских композиторов-симфонистов, создателей крупных сценических форм — ив этом его главная заслуга в истории развития национальной муз[ыкальной] культуры.
Высокий профессионализм, глубокая идейная убежденность, гражданственность, значительность тем, лежащих в основе его произведений, умение разрешать их симфоническими и драматургическими средствами — главные достоинства Жиганова как композитора.
Глубокое чувство духа времени, ответственности художника перед своим народом, глубокое понимание громадной роли искусства во всей общественной жизни людей, в становлении и утверждении всего нового, прогрессивного — главные наиболее характерные черты творческого и гражданского облика Н. Жиганова.

Жиганов как человек

Живость, молодость характера.
Вспоминаю свою первую встречу с Н. Г. Жигановым.
Это было в 1942 г[оду]. Я приехал тогда из Москвы, окончив муз[ыкальное] училище. Учеба моя была прервана из-за начавшейся войны. (Я должен был тогда поступить в консерваторию на ф[орте]п[ианный] факультет.) К этому времени у меня уже были первые попытки сочинять музыку, первые опыты по композиции, начатые у профессора] Г. И. Литинского.
Я показал Н[азибу] Г[аязовичу] свою первую работу — Вариации для ф[ортепиа]но. По приглашению Н[азиба] Г[аязовича] пришел к нему домой.
Я увидел удивительно живого, полного энергии человека. И это ощущение его удивительной душевной молодости, общительности осталось у меня на всю жизнь. Он и сейчас сохранил это чудесное качество молодости душевных качеств, живости.
Я ощутил в нем живой интерес к людям, к жизни, необыкновенную легкость в общении с людьми. Это — человек, наделенный неиссякаемой жизненной и творческой энергией. Очень организованный, дисциплинированный, целеустремленный в своих действиях. Поразительно активный, действенный. Эти качества помогали и помогают ему общаться с выдающимися деятелями литературы и искусства — М. Джалилем, А. Файзи, А. Кутуем, с деятелями культуры Москвы и др[угих] городов.
Человек прогрессивных устремлений.
Первое впечатление от его музыки — опера «Качкын» [(«Беглец»)] (его первая опера, созданная еще при оконч[ании] консерватории). Уже здесь проявились его основные творческие устремления.
В центре его внимания — народ, значительные события в его жизни, в его истории (оперы Алтын-чәч, Җәлил [Джалиль], симфония «Сабантуй»). Здоровое мироощущение, оптимизм, идущие от богатырского образа народа-борца, народа-победителя пронизывают все его творчество, все жанры, к которым он обращается: в операх, симфониях (балетах?).
Жиганов — мастер больших значительных тем и форм в искусстве.
Самый демократичный жанр в музыке — опера — излюбленный жанр Жиганова. Он дает возможность художнику общаться с самым широким кругом слушателей, раскрывать самые значительные темы и идеи, наиболее волнующие его проблемы, раскрывать их симфоническими и драматургическими средствами.
Его стилю художественного высказывания свойственны некоторая жестковатость музыкального языка, смелые штрихи, некоторая суровость, резкость.
В его музыке нет сентиментальности, он не любит «рассусоливания», слащавости, у него нет любования красотой. Все в основном эпично, несколько сурово, жестковато, прямолинейно (не в плохом смысле слова).
У него преобладают колоритные острые, конфликтные гармонии и ритмы. Ему свойственно смелое, свободное, широкое владение всеми выразительными возможностями оркестра, владение всеми красками оркестровой палитры.
Ему свойственна смелость мышления, широта охвата жизненных явлений. Народ, умеющий побеждать и радоваться.— главная тема его симфонии «Сабан туй» и многих других симфонических и сценических произведений.
Оркестр в руках Жиганова — средство выражения больших идей и тем в искусстве.
«Симфонические песни».
Все части цикла составляют единое симфоническое целое. «Симф[онические] песни» — образец смелого своеобразного преломления и переосмысления художником народно-песенного материала.
Смелый, острый, колоритный гармонический язык. Большое оркестровое мастерство. Смелая, глубоко творческая разработка народно-песенного материала с введением там, где необходимо, своего авторского материала (в разработочных, связующих моментах, «Туган тел» и других).
Смелые модуляции, моменты политональных наложений (сугубо современные приемы художественной выразительности).
Колоритные параллелизмы в голосоведении. Очень своеобразное пользование засурдиненными трубами.
Острые, контрастные оркестровые, фактурно-гармонические краски.
Немного особняком стоит симф[оническая] поэма Жиганова «Кырлай» по мотивам сказки Тукая.
Полная поэтической прелести музыкальная живопись — изображение тихой татарской деревушки Кырлай с окружающими ее чудесными густыми лесами дается в контрасте с на редкость колоритным музыкальным образом лесного чудовища Шурале. в единоборстве с которым смелый и находчивый юноша Болтыр выходит победителем. И здесь — воплощение образа народа, умного и смелого, народа-победителя. Симфоническое мастерство и умение противопоставлять и развивать музыкальные темы помогают Жиганову создать своеобразную глубоко впечатляющую музыкальную картину-поэму.
В симфонии «Сабантуй» воплотились лучшие черты творчества Жиганова, его мироощущение художника, подлинного сына своего времени, певца прогрессивных, демократических идей. Здесь и эпическое, и лирическое находятся в органическом слиянии. Лирические раздумья о родине, о поэтической прелести ее природы, величественный образ народа, торжество радости и света — все это находится в убедительном художественном единстве во 2-ой симфонии Жиганова (или: все это нашло убедительное художественное воплощение во 2-ой симфонии Жиганова).
Здесь во всей полноте проявился талант эпического обобщения художника. «Народ, умеющий побеждать и радоваться» — главная мысль произведения. Но здесь есть и страницы тонкой, выразительной лирики, мягких, задумчивых красок, которые были и в его знаменитой симфонич[еской] поэме «Кырлай», и в отдельных сценах оперы «Джалиль». В «Сабан туе» ощущаются образы родной природы, ее необъятные поэтичные просторы, ощущается богатырская сила народа-созидателя, творца своего счастья.
Здесь есть и полные жизнерадостности и подлинного веселья танцевальные сцены. В отдельных моментах автор прибегает к симфонической разработке народных тем (или только песни «Матур булсын»?), придающей произведению своеобразный чуть юмористический, гротескный колорит...
Невольно возникает ассоциация со знаменитой 2й симфонией Бородина — «Богатырской» — по размаху и значительности темы.
Об операх
Глубокое, яркое впечатление на слушателей оставляет опера Жиганова «Алтынчәч». И здесь в центре внимания автора -народ, его страдания, борьба и торжество его справедливых устремлений. Замечательная творческая удача Жиганова - образ Тугзак, воплощающий образ матери-Родины. Образ, глубоко волнующий своим трагизмом и огромной внутренней силой. В то же время — это глубоко лирический, женственный образ, вызывающий у слушателей огромную симпатию и любовь.
Незабываема ария «Дремучий лес» внука Тугзак — Цжикмәргән[а]. Это развернутый лирический музыкальный монолог, полный внутреннего тепла, очень близкий по интонационному языку к лучшим образцам народного мелоса.
Трогателен и полон поэтического изящества образ Алтын-чәч, для которой композитор нашел мягкие, акварельные музыкальные краски, характеризующие чистоту и искренность любви прекрасной дочери народа.
Поражает полный драматического напряжения пролог оперы, где происходят трагические события, связанные с нашествием диких орд на наших мирных предков — булгар, живших тогда на волжских берегах...
Полон напряжения и динамики первый акт оперы «Түляк и Су-Слу», где события разворачиваются с такой же быстротой и стремительностью (динамикой).
В этих двух эпизодах упомянутых опер во всей полноте раскрылось симфоническое мастерство Жиганова, умение строить широко развернутые музыкальные сцены, идущие на едином, непрерывном дыхании.
Можно было бы много говорить об опере Жиганова «Джалиль», о ее значительных художественных достоинствах. Это своеобразная опера-монолог, рассказывающая о великом гражданском и поэтическом подвиге нашего замечательного земляка — Мусы Джалиля. С Джалилем Жиганов был в большой личной дружбе, и произведение о своем друге, кот[орого] он хорошо знал и любил и с которым его связывала большая творческая и общественная] работа, он писал с особым жаром и полной отдачей творческих сил. В опере много впечатляющих своим глубоким драматизмом страниц, выполненных со свойственным Жиганову мастерством и проникновением во внутренний душевный мир изображаемых героев.
Жиганов противник национальной ограниченности, замкнутости. Его эстетические взгляды и принципы глубоко прогрессивны. Его творчество обращено ко всем народам Советского Союза. Он противник отсталых мещанских вкусов.
Не сразу доходит музыка Жиганова до широкого слушателя. К ней нужно прислушаться, послушать не один раз. Некоторые, как следует не вслушавшись в его своеобразную по стилю музыку, сразу же отворачиваются от нее, считая ее «не своей», непонятной для восприятия. Такие люди глубоко заблуждаются, ибо [такие] сложные музыкальные формы, как опера или симфония, и постижение стиля композитора требуют определенной подготовки и внутренней настроенности слушателя.
Поражает удивительная разносторонность природных дарований Н. Жиганова. Наряду с тем, что он интересный, крупный художник, он — неутомимый общественный деятель. Организатор консерватории, Союза композиторов (бессменный его руководитель со дня его создания в 1939 г[оду]).
Творчески принципиальный, нетерпимый к мещанству, отсталым представлениям и взглядам, узкому национализму.
Он — депутат многих созывов Советов депутатов трудящихся СССР и РСФСР. Профессор [1953] и ректор консерватории с [1945] г[ода], народный артист СССР, трижды лауреат государственных премий, лауреат Тукаевской премии.
Он также автор отмеченных своеобразием и свежестью красок камерных произведений — сюиты и отдельн[ых] пьес для ф[ортепиа]но, большого количества песен, получивших широкое распространение и признание у наших вокалистов.

Публикуется по тексту автографа, хранящегося у Ю. Н. Исанбет.

Материалы для юбилейной статьи о Н. Г. Жиганове в связи с 60-летием со дня его рождения подготовлены, видимо, по заказу газеты «Социалистик Татарстан». Использующая преимущественно вторую часть заметок Яхина статья «Киң колачлы композитор» («Композитор большого масштаба») опубликована в ней 15 января 1971 года.
Рукопись состоит из двух частей (вторая часть начинается с подраздела «Жиганов как человек») с раздельной пагинацией. В сохранившейся машинописной копии материалов (в автографе имеются пометы для машинистки) текст отпечатан в единой последовательности. Тем не менее это еще не цельная статья, а именно материалы к ней, ряд пока еще относительно самостоятельных фрагментов, структурно отделенных друг от друга пробелом, чертой или подзаголовком. Последовательность текста недоработана. Обозначены места для вписания недостающих данных (названий произведений, дат).
При подготовке автографа к публикации сделаны незначительные перестановки текста.
С. 52. ...Алтын-чәч... «Алтынчәч» [(«Алтынчеч»)]... — В автографе имя героини оперы и название одноименного произведения даются в разных написаниях. Яхин употребляет двоякое сочетание слов алтын (золото) и чәч (волосы, волос): через дефис в имени героини (Алтын-чәч; буквально: Золотоволосая), образуя одно сложное слово, и раздельное (за исключением одного случая) в названии оперы («Алтын чәч» — «Золотой волос»). Название произведения допускает такую трактовку — опера может быть названа как по имени золотоволосой героини (в настоящее время его принято писать не через дефис, а слитно: Алтынчәч), так и по ее золотому волосу. Именно находка ханом на берегу реки золотого волоса и последующие поиски его обладательницы и приводят к столь значительным драматическим коллизиям.
С. 52. На единой симфонической [волне] построен... — В автографе: На единой симфоническом построен, то есть пропущено определяемое слово и не согласованы определения. Другой вариант прочтения: На едином симфоническом [дыхании]...
С. 52. Увертюра к опере «Намус» — точнее: увертюра «Нафиса» для большого симфонического оркестра по мотивам романа Г. Баширова «Намус».
С. 53. ...симфонии «Сабантуй»... — Название Второй симфонии употребляется далее в разных написаниях («Сабан туй», «Сабан-туй», «Сабантуй»). Это свидетельствует о том, что Яхин ощущал реальные трудности в выборе формы написания и искал ее, пробуя разные варианты.
С. 53. ...в 1942 году. Я приехал тогда из Москвы, окончив музыкальное училище.— Яхин окончил музыкальное училище в 1941 году. Приехав в Казань после начала Великой Отечественной войны, он находился здесь до мобилизации в августе 1942 года.
С. 54. ...и многих других симфонических и сценических произведений.— В автографе: и во многих других симфонических и сценических произведениях.
С. 54. «Туган тел» — название шестой части цикла, данное по названию использованной в ней народной песни («Родной язык»).
С. 57. ...[1953]... [1945]...— В автографе вместо дат стоят многоточия.


Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International