Виноградова К. Его романсы всегда у меня на инструменте

Источник: Рустем Яхин: материалы, письма, воспоминания - Казань : Татар. кн. изд-во, 2002. . - 431с.


Виноградова Ксения Георгиевна — пианистка, педагог.
Родилась 2 ноября 1928 года в Казани. В 1953 году окончила Казанскую государственную консерваторию (класс специального фортепиано И. С. Дубининой). С 1946 года концертмейстер (музыкальные училища Казани и Смоленска, Казанская консерватория, Казанская академия культуры и искусств) и одновременно преподаватель Казанской консерватории (1957—1961), Смоленского (1961—1975) и Казанского (1975—1980) музыкальных училищ.

Впервые я увидела Рустема у своей подруги, очень близкой до сих пор, Айслу Мусиной. Мы жили почти рядом: я — на улице Тукаевской (теперь улица Габдуллы Тукая), а она — на улице Парижской Коммуны. Задора и юмора нам обеим было не занимать и, когда мы встречались, все в конце концов сводилось к «словесной пикировке». Стоял шум и гам, в котором часто участвовали и окружающие. Однажды, когда, смеясь, я уходила домой, то столкнулась в дверях с молодым человеком среднего роста, круглолицым, светловолосым, с ясным взглядом. Меня с ним познакомили. Он оказался Рустемом Яхиным, родственником Айслу, только что приехавшим из Москвы после окончания консерватории. Он с матерью жил в соседней комнате.
Вскоре, придя в консерваторию, я увидела свою фамилию в числе студентов, назначенных в класс камерного ансамбля Рустема Яхина. И начались наши занятия, продолжавшиеся всего один год, так как Яхин все-таки — художник, а для художника невыносимы оковы педагогических будней. А меня перевели в класс И. Э. Шермана.
В дальнейшем мы часто встречались на семейных праздниках, днях рождения и просто в дружеских компаниях.
В своем кругу я почти не вылезала из-за инструмента, играла, пела, а вскоре эти обязанности стал разделять со мной и Рустем. Мы играли поодиночке, он аккомпанировал мне, а верхние ноты мы часто брали вдвоем, и всем было весело.
Как-то, придя на мой день рождения, он принес мне свои «Три пьесы» для фортепиано с автографом:
«Ксануля! Может быть, когда-нибудь вспомните Рустема и поиграете эти вещички. (Не обязательно для публики, а просто так, для себя?) 2.ХI-54 г. Р. Яхин».
В другой раз я получила в подарок романс «Тебя желанней нет» тоже с надписью очень теплого содержания — «Дорогая Ксаночка! Дарю Вам единственный имеющийся у меня экземпляр этих нот. (Пусть Вас не смущает, что они немножко “замызганы”.) Давно хотел, чтобы эта вещь у Вас была на память от меня». Однажды мне нужно было ехать с группой вокалистов на какой-то конкурс в Москву. Дело было ответственное, я почти не видела ни дня, ни ночи, репетируя и отрабатывая свои партии. И вот одна из певиц приносит мне рукописный экземпляр нового романса Яхина «В душе весна». Посмотрев на аккомпанемент, я отказалась играть, так как в несколько дней сделать его было невозможно. При указанном темпе «Стремительно, полетно» в каждом такте было «темно» от шестнадцатых... Композитор — хозяин своего произведения, в частности, текста и волен что-то выпустить или добавить по настроению при авторском исполнении. Мне же надо было играть чужой текст и что-то изменить я была не вправе. Срочно позвонила Рустему и объяснила ситуацию, ожидая обычного в таких случаях композиторского протеста. Ведь не секрет, что многие романсы редко исполняются не только из-за трудностей сольной партии, но и из-за неудобного и перегруженного аккомпанемента. Рустем все это понимал и ответил, что доверяет мне и не возражает против каких-либо облегчений, которые я сочту нужным сделать при таких сжатых сроках. Я, конечно, ответила, что польщена, благодарю за доверие, а сама подумала: «Я-то подучу и сыграю, а вот дальше как, как это удастся другим?» — и постаралась убедить его в необходимости авторской правки, дабы узаконить все возможные облегчения, тем более что романс сдавался в печать. На другой же день я получила нотный лист с текстом фортепианного вступления и пометками, касающимися нескольких тактов из середины романса.
Ноты предваряло послание: «Ксана! Предлагаю Вашему Высочайшему вниманию следующие гениальные изменения в интересах наибольшего облегчения» (дальше шли ноты).
На намек, что для меня требуется «наибольшее облегчение» некоторых тактов фортепианной партии, в принципе можно было и обидеться, но я знала Рустема, его доброту, гибкость, юмор и умение иногда «подколоть». Я решила, что это сказано «не про меня», отрепетировала с певицей и поехала в Москву. Кстати, этот романс до сих пор пользуется успехом у певцов, чего, кажется, нельзя сказать о пианистах.
При общении с Рустемом я всегда подсознательно чувствовала второй план его существа, который он никому не открывал. Внешне — это человек скорее плотного телосложения, спокойный, интеллигентный, эрудированный, любезный, блестящий пианист и аккомпаниатор, интересный собеседник. Но даже не глядя на него, я ощущала что для него существует иной, внутренний мир, в котором он чувствует себя лучше, свободнее и спокойнее, сознавая свою недосягаемость для мирских тревог в этом царстве творчества и таланта, и всегда как бы торопится скрыться в нем, отгородившись от других. Именно поэтому, наверное, его романсы в основном лирически-грустные, как бы озаренные внутренним светом.
Отношения наши были очень доверительные, уважительные, связывала нас сама музыка, ее суть. Мы были на «Вы», а в душе на «Ты».
Однажды, когда поздним вечером я вернулась с какого-то концерта, мне позвонил Рустем. Извинился, что беспокоит в неурочный час и объяснил, что ему надо срочно решить, какой текст лучше. Он прочел мне по телефону несколько вариантов перевода с татарского на русский и спросил, какой мне больше нравится. Я одобрила один из них, который сочла теплее; искреннее, он поблагодарил и попрощался. Вскоре появился романс «Останься здесь со мной» на одобренный мною текст. Этот романс до сих пор является одним из любимых мною.
В моей памяти Рустем остался скромным, мягким, чуть медлительным человеком, способным войти в любую компанию, с большим чувством юмора, умевшим и грустить и задорно смеяться. Я считаю подарком судьбы, что на моем пути повстречался такой человек, о котором я часто и тепло вспоминаю. Я выполняю его просьбу играть и петь его музыку «не обязательно для публики, а для себя». Его романсы всегда у меня на инструменте.

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 20:13

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International