Туфан Хасан Фахриевич [р. 27.11(10.12).1900], татарский советский поэт. Родился в деревне Кармат, ныне Аксубаевского района Татарской АССР. Один из зачинателей татарской советской поэзии. В 1924-25 учился на восточном отделении Казанского педагогического института. Печатается с 1924. Поэмы Т. "Начало начал", "Между двумя эпохами", "Бибиевы" (все - 1927) положили начало рабочей теме в татарской поэзии. В 30-е гг. Т. переходит от тонического стиха к классическому татарскому метру, к народным ритмам. В 40-х и начале 50-х гг. написаны жизнеутверждающие стихи "Каракумы", "Солнечный" (оба - 1947), "Плывут облака" (1951) и др. Позднее Т. обращается преимущественно к философской лирике (стихотворения "О жизнь!", 1963; "Куда ты, Большая Медведица?", 1965; "Ты ровесница вечности", 1966). Республиканская премия им. Г. Тукая (1965). Произведения Т. переводились на языки народов СССР. Награжден 2 орденами, а также медалями.Лит.: История татарской советской литературы, М., 1965; Мустафин Р., Литературные портреты, Каз., 1966.
Туфан Хасан Фахриевич (род. 09.12.1900) (1900-1981). Поэт
Хасан Туфан - выдающийся татарский поэт, творчество которого является истинно народным и пользуется огромной любовью.
Хасан Фахриевич Туфан родился 9 декабря 1900 г. в деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина. Читать и писать научился у отца, а когда открылась школа в деревне, учился в школе.
Весной 1914 г. братья взяли Туфана с собой на Урал, где он работал старателем на медных копях, осенью его направили учиться в уфимское медресе "Галия". Здесь он знакомится с Г.Ибрагимовым, Ш.Бабичем, С.Рамиевым, М.Гафури и С.Сунчалеем.
В 1918-1924 гг. Х.Туфан учительствовал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 гг. - в школе слободы "Бишбалта" г. Казани.
В 1928-1930 гг. Х.Туфан совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии.
Вернувшись из поездки, Х.Туфан в 1930-1934 гг. работает редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет ответственным секретарем журнала "Совет Әдәбияты" (ныне "Казан утлары").
В 1940 г. Х.Туфан был репрессирован и на долгие годы отлучен от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в 1956 г. поэт возвращается в Казань.
Х.Туфан начал печататься в 1924 г. А через два-три года о нем уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Х.Туфан одним из первых привнес в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 гг. им созданы такие значительные произведения, как "Уральские эскизы", "Между двух эпох", "Бибиевы" и др. Эти лирико-эпические поэмы вошли в золотой фонд татарской поэзии.
С середины 30 гг. в творчестве Х.Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями.
Поэзия Х.Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.
В 50-60-х гг. поэзия Туфана достигает новых высот. Он создает целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значительность и активность поднятых проблем, напряженность мысли.
За сборник стихов "Избранные произведения" (1964) Х.Туфану в 1966 г. присуждена Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.
Х.Туфан умер 10 июня 1981 г. в Казани. ( По материалам Национальной библиотеки РТ)
Хасан Туфан Годы жизнии: (09/12/1900 - 10/06/1981)
Хасан Фахриевич Туфан родился 9 декабря 1900 года в деревне Кереметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина. Весной 1914 году братья взяли Туфана с собой на Урал, где он работал старателем на медных копях, осенью его направили учиться в уфимское медресе "Галия". В 1918-1924 годах Х. Туфан учительствовал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 годах - в школе слободы "Бишбалта" Казани.
В 1928-1930 годах Х.Туфан совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии.
Вернувшись из поездки, Х. Туфан в 1930-1934 годах работает редактором Татарского радиокомитета.
В 1940 году Х. Туфан был необосновано репрессирован и на долгие годы отлучен от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в 1956 году, после смерти Сталина, поэт возвращается в Казань.
Х. Туфан начал печататься с 1924 года. Х. Туфан одним из первых привнес в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 годов им созданы такие произведения, как "Уральские эскизы", "Между двух эпох", "Бибиевы" и дугие. Эти лирико-эпические поэмы вошли в золотой фонд татарской поэзии.
С середины 30 годов в творчестве Х. Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями. Поэзия Х. Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.
За сборник стихов "Избранные произведения" (1964) Х. Туфану в 1966 году присуждена Государственная премия Татарстана им. Г. Тукая.
Х. Туфан умер 10 июня 1981 году в Казани.
Род. 9 дек. 1900 г. в дер. Кармат Аксубаевского р-на ТАССР в семье крестьянина. Лауреат Тукаевской премии поэт Хасан Туфан – один из немногих зачинателей тат. сов. поэзии, соратник Х. Такташа.Первая встреча современного читателя с Хасаном Туфаном после 16-летнего пребывания в сталинских лагерях произошла на страницах 12 го номера ж. «Совет эдэбияты» в 1956 г., в котором были опубликованы его стихи 40-х и 50-х годов.Каков же путь, который привел Х.Такташа в большую литературу?До тринадцатилетнего возраста он жил и воспитывался в родном доме. Отец был грамотным. Первоначальное образование получил в рус. и чув. школах соседних деревень. Затем в Уфимском медресе «Галия». Здесь он познакомился с Шаихзадэ Бабичем и Галимджаном Ибрагимовым. У одаренного юноши проявился интерес к лит-ре. Однако материальная необеспеченность заставила Туфана во время летних каникул работать в уральских рудниках. В 1918-1923 годах учительствовал в школах Урала и Сибири.В 1924 г. Х.Туфан приехал в Казань. Учительствовал в школе, входил в группу рабкоров газеты «Социалистик Татарстан». На страницах респуб. газет и журналов систематически печатались стихи, песни, поэмы Х.Туфана. наиболее значительными произведениями первого десятилетия были «Уральские эскизы», «Между двух эпох», «Бибиевы», «У последнего дворца», «Песня о Тимеркай» и т.д.В 1928-1930 годах Туфан совершал пешеходное путешествие по городам Поволжья, Ср. Азии, Кавказа. Оно было предпринято по инициативе Х.Такташа. Во время путешествия поэт Х.Туфан и его спутник журналист К.Зали хлеб насущный добывали физическим трудом. Работали на цементном заводе, на мельнице, каменщиком на строительстве Большой грузинской дороги. За 2 года путешествия он изучил язык, литературу и фольклор народов Киргизии, Узбекистана и Туркеминистана.Значительная часть произведений Х.Туфана первых десяти лет творчества вошла в сборники, изд-ые в 1932, 1934 и 1936 годах: «Избранное», «Песни наших дней», «Песни».Его военная и послевоенная поэзия отличается еще большей зрелостью и глубиной. Х.Такташ как истинный поэт проявляет огромный интерес к внутреннему миру человека.В 1958 и 1960 годах в Казани, Уфе и Москве вышли сборники его стихов на рус., тат., башкир. языках.
Издания книг Х.Туфана
На тат. яз.: Избранное. Казань, 1964.
Избранное. Стихи. Песни. Поэмы. Казань, 1940.
Избранное. Казань, 1932; Песни и стихи.. Казань, 1958.
На рус. языке: Стихотворения. М., 1958. и др.
Хасан Туфан (1900-1981): отрывок
…..«Туфан» в переводе с татарского означает «буря», «тайфун», «ураган». Поэт выбрал когда–то этот псевдоним по кличке деда, отличавшимся буйным нравом и неугомонностью. Псевдоним этот как нельзя лучше подошел к характеру его поэзии. Именно таким дерзким, беспокойным, будоражим Туфан и вступил в татарскую поэзию второй половины 20-х годов. Вместе с Хади Такташем, Аделем Кутуем и кави Наджми он закладывал фундамент татарской поэзии, был не только современником, но и близким другом тех писателей классиков, о которых мы знаем только по книгам и учебником.
Хасану Туфану, ровеснику уходящего века, прошедшему все тяготы жизни простого человека, поэту-гражданину, посвящается эта литературная страничка.
Нравственной, духовной доминантой в поэзии назвал поэта его современник Ильдар Сибгатуллин. Яркая звезда на поэтическом небосклоне, выдающийся татарский поэт, лауреат Государственной премии TACCР им. Г. Тукая, Хасан Туфан был очень тихим, даже застенчивым человеком, но носил самую бурную, мощную, громкую фамилию Туфан, что в переводе означает буря, ураган, тайфун, всемирный потоп.
Этот псевдоним Хасан Туфан выбрал себе, став уже поэтом, а долгие годы вынужден был носить странную для татар фамилию Гульзизин, по имени своей матери. Сам поэт рассказывал об этом так: «Наш род происходил из беглых крестьян, впоследствии крещеных и считавшихся христианами. Однако в церковь они венчаться не ходили, детей не крестили, поэтому дети их считались «незаконнорожденными» и были лишены гражданских прав. Фамилии «родившимся от блуда» давались по именам матери...» Читать он научился рано у муллы в сельском медресе. Работал старателем на медных копях, токарем на металлургическом заводе, был какое-то время студентом Казанского пединститута, учительствовал, с котомкой на плечах более двух лет путешествовал по России, Средней Азии и Закавказью, за что и получил от своих земляков прозвище «брамат».
Романтическое бунтарство раннего Маяковского оказало вначале на поэта очень сильное влияние, и его бурно - романтическая поэзия 20-х годов соответствовала выбранному им псевдониму. Затем он возвратился в русло классической поэзии. «Тукай и Пушкин вновь вернулись на борт моего поэтического корабля», - писал он в своей автобиографии.
Огромная заслуга в популяризации его творчества принадлежит Кларе Булатовой, с которой он переписывался почти четверть века, и посвящал ей свои стихи.
Ему не удалось застать в живых свою жену Луизу, когда он возвратился на родину после сталинско-бериевских лагерей, где его использовали на самых тяжелых и вредных для здоровья работах. Но он сумел все-таки выжить, благодаря поддержке своей жены, которая сдавала свою кровь, чтобы отправить ему посылки с продуктами, а сама ходила полуголодная и падала в обмороки. В эти лагеря поэт попал по доносу, как многие безвинно пострадавшие в годы репрессий. Попал потому, что всегда говорил, и писал то, что думает, не кривя душой. От таких правдолюбцев во все времена и при всяком общественном строе стараются избавляться. Но, несмотря ни на что, этот буранноволосый и рано поседевший поэт, с человеческим достоинством перенесший все ужасы лагерей, поражал своих знакомых вежливостью, интеллигентностью и хорошими манерами.
Дом - музей Хасана Туфана на сайте Музеи Татарстана - http://tatar.museum.ru/M2656
Дом - музей Хасана Туфана
Адрес: 423067, республика Татарстан, Аксубаевский район, деревня Старая Киреметь
Проезд: Авт. Казань-Аксубаево до деревни Старая Киреметь
Режим работы: Ежедневно с 8.00 до 17.00, кроме субботы и воскресенья
Интернет: www.museum.ru/M2656 - официальная страница
Новая экспозиция музея, открытая к 100- летию поэта, рассказывает о судьбе Х.Туфана и богатой истории деревни Старая Киреметь. В экспозиции представлены предметы татарского быта, копии документов, свидетельствующих о насильственном крещении татар в 1557 г., и просьба крестьян о возвращении их в магометанскую веру (1906 г.). Подробно представлена жизнь деревни с 20-х годов ХХ в.
Главная тема экспозиции - жизнь и творчество Хасана Туфана. Она знакомит с казанским периодом жизни поэта, ссылкой и пребыванием в родном селе. Воссоздан интерьер казанской квартиры, экспонируется копия личного дела Х.Туфана, репрессированного в 1940 г.и вернувшегося из сталинских лагерей в 1956 г. Из личных вещей в музее хранится рубашка, сшитая в ссылке самим поэтом, в которой он вернулся домой, книги 20-30-х годов ХХ в., написанные на татарском языке латинским шрифтом, и документы жены поэта Луизы Салиаскаровой, собранные за 16 лет ссылки мужа
Поэт и гражданин : о Х. Туфане
10 июня 1981 года перестало биться сердце поэта и гражданина, жемчужины татарской поэзии Хасана Туфана. Музею поэта в Старой Киремети исполнится 20 лет. Случится это 9 декабря 2010 г.И уже десять лет прошло с тех пор, как музей перешел в новое здание. Сегодня это – настоящее крестьянское подворье эпохи, в которую жил Туфан. Все так же, как было в его детстве: рядом с домом – хлев для скотины, и даже сено уже скошено и лежит аккуратной душистой охапкой на зимних розвальнях под крышей сарая. Навстречу резному крыльцу, на котором нас встретила хозяйка музея Рушания Миннеханова – клеть для хранения зерна, муки и всякой нужной в крестьянском хозяйстве утвари.
…В музее – покой и тишина, нарушаемые лишь в дни наезда посетителей.
И сам факт появления музея Хасана Туфана, как и его нового соснового здания – в первую очередь, заслуга бывшего редактора районной газеты Розы Хабибуллиной и председателя Старокиреметского сельсовета Рушании Миннехановой. Благодаря усилиям этих славных женщин, в ноябре 1997 года появилось распоряжение Кабинета Министров РТ «В целях увековечения памяти и празднования 100-летия со дня рождения классика татарской литературы Хасана Туфана», на основании которого уже была разработана республиканская программа мероприятий, посвященных юбилейной дате. В соответствии с ней на родине поэта, в Старой Киремети, было запланировано возведение нового, бревенчатого здания музея и установка его бюста. Кроме того, в рамках программы было предусмотрено построить на территории сельсовета два капитальных моста, дорогу, водопровод, обустроить родники.
…В Центральном государственном архиве историко-политической документации хранится сборник документов в двух томах с материалами следствия, суда и реабилитации Хасана Туфана (1900-1981г). Именно они помогли дополнить биографию великого поэта, большая часть которой, вплоть до 2000 года (открытия в Старой Киремети музея), не была опубликована.
Знаменитые люди деревни
ТУФАН ХАСАН ФАХРИЕВИЧ (ХАСАН ТУФАН)
Хасан Туфан - выдающийся татарский поэт, творчество которого является истинно народным и пользуется огромной любовью. Хасан Фахриевич Туфан родился 9 декабря 1900 г. в деревне Старая Киреметь Аксубаевского района Татарстана в семье крестьянина. Читать и писать научился у отца, а когда открылась школа в деревне, учился в школе. Весной 1914 г. братья взяли Туфана с собой на Урал, где он работал старателем на медных копях, осенью его направили учиться в уфимское медресе "Галия". Здесь он знакомится с Г.Ибрагимовым, Ш.Бабичем, С.Рамиевым, М.Гафури и С.Сунчалеем. В 1918-1924 гг. Х.Туфан учительствовал в школах Сибири и Урала, в 1924-1928 гг. - в школе слободы "Бишбалта" Казани.
В 1928-1930 гг. Х.Туфан совершил пешее путешествие по республикам Закавказья и Средней Азии. Вернувшись из поездки, Х.Туфан в 1930-1934 гг. работает редактором Татарского радиокомитета, потом несколько лет ответственным секретарем журнала "Совет Эдэбияты" (ныне "Казан утлары"). В 1940 г. Х.Туфан был необосновано репрессирован и на долгие годы отлучен от жизни родного народа и родной литературы. И лишь в 1956 г., после смерти Сталина, поэт возвращается в Казань. Х.Туфан начал печататься с 1924 г. А через два-три года о нем уже заговорили и читатели, и критики, и литературная общественность. Х.Туфан одним из первых привнес в татарскую поэзию тему рабочего класса, его труда и борьбы. Уже на рубеже 20-30 гг. им созданы такие значительные произведения, как "Уральские эскизы", "Между двух эпох", "Бибиевы" и др. Эти лирико-эпические поэмы вошли в золотой фонд татарской поэзии. С середины 30 гг. в творчестве Х.Туфана начинается новый период. Поэт переходит от эпоса к лирике. Многие лирические стихи стали популярными в народе песнями.
Поэзия Х.Туфана военных и послевоенных лет обогащается глубоким философским содержанием, отличается зрелостью поэтической мысли.
В 50-60-х гг. поэзия Туфана достигает новых высот. Он создает целый ряд таких произведений, которые вправе считаться жемчужинами татарской поэзии. В творчестве поэта последнего времени мы видим углубление социального анализа, значи-тельность и активность поднятых проблем, напряженность мысли.
За сборник стихов "Избранные произведения" (1964) Х.Туфану в 1966 г. присуждена Государственная премия Татарстана им. Г.Тукая.
Х.Туфан умер 10 июня 1981 г. в Казани.
Воспоминания о Х. Туфане - http://www.sakharov-museum.ru/asfcd/auth/auth_pages3de6.html?Key=6544&page=275 –
Салахов И. Н. Черная Колыма : (Хроника одной трагической судьбы) / пер. с татар. М. Зарипова. - Казань : Татар. кн. изд-во, 1991. - 318 с. : портр.
Отрывок из книги Салахов Ибрагим Низамович Черная Колыма:
…..Не узнал я, о чем думал и Хасан Туфан. Вспомнились строки его довоенных стихов, которые я помнил еще с первого прочтения.
Почему таким, как у Эдисона, Природа сотворила разум поэта?
В своей поэтической стихии Хасан Туфан ровня великому Эдисону, но по форме мышления, мудрости и внешнему облику больше походил на главу древних философов Сократа. У него такой же, как у великого грека, могучий лоб глубокие морщины, седые кудри и ясный, всегда задумчивый взор.
— Слушайте сюда, сочинители!—Хасан Туфан вдруг встрепенулся, склонил над бумагой седую лохматую голову.— Я прочту одно стихотворение. Позволите?
Он застенчиво улыбнулся, только улыбка у него получилась не ласковой, как обычно, а грустной. Вот эти стихи:
Жизнь мою на пределе,
почти за чертой поддержала ты кровью своей.
До последнего часа
с тобой, как с зарей,
встречи жаждал я
тысячи дней.
Но пришла с опозданьем
свобода ко мне,
отыскав средь сибирских камней... *
Перевод Н. Беляева.
Электронные варианты опубликованных статей о Х. Туфане
Опубликовано следственное дело Хасана Туфана. ХасанТуфан: «Я до сего дня уверен, что меня еще настоящие большевики не судили».
В Центральном государственном архиве ис-торико-политической документации Республики Татарстан хранится сборник документов в двух томах, содержащий материалы следствия, суда и реабилитации Хасана Туфана (1900-1981)1, Данные документы позволили дополнить биографию великого татарского поэта, большая часть творческого наследия которого до сих пор не опубликована.
Хасан Туфан, приверженный правде - Татарский мир.- 2004.- №5
Житейская судьба его была тяжкой: тюрьма, лагерь, одиночество. Жизнь прожил долгую. В татарской поэзии остался и будем надеяться надолго: он писал сердцем.
Хасан Туфан вместе с Хади Такташем, Аделем Кутуем, Кави Наджми, Мусой Джалилем закладывал фундамент новой татарской поэзии. Искал, ошибался и находил. Новые темы, образы, изобразительные возможности татарского стиха…
Первым из них, ещё в начале 30-х годов, ушёл из жизни неугомонный трибун и бунтарь Хади Такташ. В гитлеровской тюрьме сложил голову легендарный Муса Джалиль. Где-то под польским местечком Згеж покоится сердце стойкого солдата и пламенного жизнелюба Аделя Кутуя. В середине 50-х умер, подорвав здоровье в результате репрессий, поэт и прозаик Кави Наджми…
А Туфан прожил долгую жизнь, донеся до нашего времени — начала 80-х годов — всю "силу чувств первоначальных". Он был ровесником бурного и богатого историческими событиями ХХ века и на протяжении десятков лет оставался на гребне наивысших достижений родной поэзии.
"Древние курганы, развалины старой крепости на поле, называемом "казённой поляной", одинокая могила вдоль большой дороги, хранящая тайну когда-то разыгравшейся здесь трагедии — таковы мои первые детские впечатления о родном крае. Когда-то мой край был одним из центров древней булгарской культуры. С тех времён до нас дошли лишь старинные легенды и предания. В годы моего детства наша деревня Кереметь входила в Аксубаевскую волость Казанской губернии. Здесь на рубеже XIX и XX веков (27 ноября 1900 года по старому стилю) я и появился на свет».
Здесь была размещена статья Евгении Черноусовой Любовь к буре ( Хасан Туфан ) - Восточный экспресс. – 2000. - №5( декабрь) (На сайте ее уже нет, только сохраненная копия)
В декабре исполнилось 100 лет со дня рождения известного татарского поэта, публициста, видного культурного и общественного деятеля Хасана Туфана . Фамилия Туфан в переводе с татарского означает "буря", "тайфун", "ураган". Этот псевдоним поэт выбрал себе по кличке деда, прозванного так за горячий, вспыльчивый нрав. До этого же фамилия Хасана была по матери - Гульзизин. Дело в том, что на родине Хасана , в деревне Кереметь Аксубаевского района, местных кереметьевских крестьян называли "отпавшими". Когда-то они были подвергнуты насильственной христианизации, а затем отпали от православия. Вот и стали отверженными и родной верой, и насильно привитой, но так и не прижившейся. Поэтому и фамилия детям "отпавших" давалась по матери, а не по отцу или деду, как это было издавна принято у татар. Но на этом различия не заканчивались: "отпавшим" труднее было получить образование, да и просто быть наравне со всеми.
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Обнаружили ошибку?
Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER