Исмагилов З. Мои воспоминания о моем друге Рустеме Яхине

Источник: Рустем Яхин: материалы, письма, воспоминания - Казань : Татар. кн. изд-во, 2002. . - 431с.


Исмагилов Загир Гарипович — композитор, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР.
Лауреат Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки и премии Башкирской АССР имени Салавата Юлаева.
Родился 8 января 1917 года в деревне Верхне-Серменево ныне Белорецкого района Республики Башкортостан. В 1954 году окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского (класс композиции В. Г. Фере; в 1944—1948 годах занимался в национальной студии у В. А. Белого). В 1954— 1988 годах председатель правления Союза композиторов Башкирской АССР, в 1968—1988 годах ректор Уфимского государственного института искусств. Профессор.

На протяжении многих лет я хорошо знал Рустема Яхина.
А познакомились мы в Московской консерватории, где он учился на кафедре специального фортепиано, а я — на кафедре композиции. Это было после войны. Он всегда был подтянут, ходил в военной форме.
В годы учебы он мне показывал свои песни, романсы, но тогда это были, вероятно, его первые композиторские пробы.
В последующие годы мы встречались в основном на композиторских съездах, пленумах, фестивалях. Мне он запомнился человеком скромным, деликатным. Я не слышал, чтобы он о ком-то говорил плохо или кого-то критиковал. Как человек искусства, он понимал всю тонкость композиторского творчества.
Мелодическое дарование в нем было очень сильно развито. И в произведениях других композиторов он ценил именно эту сторону творчества. Когда ему нравились чьи-то сочинения, высказывался о них охотно и искренне.
Рустем Яхин хорошо владел инструментом и в концертных выступлениях был непревзойденным аккомпаниатором своих песен и романсов. И, кстати сказать, любил выступать в этом качестве.
Он был требователен к исполнителям своих произведений. Ценил в их работе точность следования авторскому тексту, эмоциональность исполнения, не переносил ни малейшего искажения или произвольного изменения своих произведений. В совместной работе с певцами он добивался того художественного результата, который по большому счету соответствовал его представлению как автора, творца. Он отдавал должное профессиональному мастерству Эмиля Залялетдинова и особенно Муниры Булатовой.
Мне, как композитору, всегда казалось, что Рустем Яхин, так ярко заявивший о себе как замечательный мелодист, мог обратиться к созданию сценической музыки — оперы, балета. Об этом я всегда говорил ему и настоятельно советовал. Но то ли преданность камерно-вокальному жанру, то ли созвучность этого жанра его лирической натуре, возможно, желание создавать все новые и новые прекрасные мелодии, способные передать все многообразие настроений, не изменили его творческой позиции.
При встречах Рустем Яхин не любил делиться творческими планами, но если было написано что-то новое — всегда с удовольствием играл. Он всегда посылал мне все свои новые сборники, вышедшие из печати.
В последнюю нашу встречу, когда я был у него дома в гостях, мне показалось, что он чем-то удручен, не чувствовалось в нем настроения, он плохо себя чувствовал. Когда я уходил, он долго держал меня в своих объятьях, как будто прощался. Эта встреча, к сожалению, оказалась последней.
Я всегда с теплотой вспоминаю о своем друге Рустеме Яхине — талантливом татарском композиторе и искреннем товарище. Когда звучат его мелодии, меня охватывает чувство глубокой грусти и тоски о его безвременной кончине.

Последнее обновление: 9 февраля 2021 г., 20:13

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International